В данный момент у компании EFSOL для поддержки клиентов, а также внутренних сервисов используется платная тикет-система, которую мы получаем по модели SaaS. Со стороны функционала претензий к системе нет. Однако, мы задумались о другом решении для организации тикет-системы из-за экономических факторов:
- Количество сотрудников нашей компании постоянно увеличивается и, соответственно, ежемесячные затраты растут.
- У нас есть свой хостинг (облачные серверы и техническая поддержка) – нет проблем размещать сервис у себя, а не пользоваться сторонним облачным решением.
Выбор решения для тикет-системы
Поиск тикет-системы производился, используя следующие требования:
- Продукт должен быть на базе свободного ПО
- Установка должна выполняться на бесплатную ОС
- Система должна соответствовать принципам ITSM
- Система должна иметь широкие возможности по кастомизации и доработке.
- Постановка заявок стандартными способами : Email, телефон, web-интерфейс пользователя.
- Должна быть возможность формировать необходимые отчеты:
- отчет по заявкам: количество, %просрочки, %инцидентов, статистика по клиентам и исполнителям)
- отчет по оценке заявок
- отчет по количеству возвращенных заявок
Были обозначены цели, которые планируем достичь с использованием новой тикет-системы:
- Перевести все взаимодействие внутренних служб ( план «Минимум»)
- Перевести текущих клиентов и использовать для новых (план «Максимум»).
Из всех решений, которые были рассмотрены, наиболее подходящим показался OTRS.
В таблице 1 ниже приведены наиболее распространенные термины которые используются при работе с системой.
Таблица 1 – Термины, используемые при работе с тикет-системой
№ | Термин | Обозначение |
1 | Заявка (Тикет) | Любое обращение в службу технической поддержки. |
2 | Инцидент | Незапланированное прерывание сервиса или снижение качества его работы. Например выход из строя оборудования, медленная работа сервисов. |
3 | Запрос на обслуживание | Запрос от пользователя для предоставления консультации или выполнения плановых действий, например, установка нового ПО или оборудования. |
4 | Клиент | Внешний пользователь системы. Тот, кто формирует заявку. |
5 | Агент | Внутренний пользователь системы. Тот, кто заявку обрабатывает |
6 | Очередь | Место расположения заявки, сущность, которая позволяет разделить общий массив заявок. |
7 | Каталог услуг | База данных или документ, который содержит перечень услуг, предоставляемых клиенту. |
8 | SLA | Соглашение об уровне услуг. Соглашение, в котором регламентированы сроки решения заявок в зависимости от услуги, типа заявки и ее приоритета. |
9 | Блокировка заявки | Агент, когда принимает заявку к выполнению, становится ее владельцем и, таким образом, блокирует заявку. Заблокированная заявка не видна другим агентам очереди и они не могут ее закрыть. |
Обзор OTRS
Рассмотрим функционал системы, который можно получить сразу после установки и базовой настройки:
- Заведение клиентов, группировка их по компаниям.
- Заведение агентов , группировка их по группам – это могут быть группы или линии поддержки.
- Создание каталога услуг.
- Создание очередей. К разным очередям можно предоставить разные доступы и разные оповещения.
- Регистрация заявок доступна 3-мя способами:
- По почте. Письмо с почты автоматически преобразуется в заявку в определенной очереди. Можно настроить прием заявок в разные очереди с разных ящиков.
Рисунок 1 – Интерфейс настройки почты для приема заявок
- Через Web-интерфейс. Клиент оставляет заявку через Web-сайт. При постановке заявки через Web-интерфейс, есть возможность выбрать услугу, а также срочность заявки.
Рисунок 2 – Интерфейс пользователя OTRS
- По телефону. Агент ставит заявку, которую он принял по телефону от клиента.
- По почте. Письмо с почты автоматически преобразуется в заявку в определенной очереди. Можно настроить прием заявок в разные очереди с разных ящиков.
- Обо всех движениях заявки приходят оповещения на почту клиента.
- Создание SLA. Есть возможность настроить граничное время решения заявки в зависимости от сервиса и приоритета заявки. Стоит отметить, что делается это не очень просто. Сначала создаются SLA, в которых прописано граничное время реакции, эскалации и решения в привязке к сервису.
Рисунок 3 – Настройка SLA
Далее необходимо сопоставить приоритет заявки с ее типом и SLA. В таблице ниже настраивается матрица какой ID SLA будет выбран при определенном ID типа заявки и приоритете.
Рисунок 4 – Сопоставление SLA, типа заявки и приоритета
- Присутствуют базовые отчеты:
- Перечень открытых заявок.
- Перечень закрытых заявок.
- Перечень заявок созданных за последний месяц.
- Новые заявки.
- Обзор изменения статусов заявок за месяц.
- Обзор всех заявок в системе.
- Обработка заявки происходит достаточно просто. Входящая заявка попадает в определенную очередь. Заявку видят все операторы данной очереди, если оператор принимает заявку – она им блокируется и другие операторы уже не смогут с ней работать.
Рисунок 5 – Интерфейс обработки заявки оператором
Оператор проводит классификацию заявки указывая приоритет и сервис. Далее может закрыть ее сам или же передать другому оператору или в другую очередь.
Рисунок 6 – Интерфейс классификации заявки
Настройка системы OTRS
Для реализации первого этапа установили систему и начали ее настройку.
Базовая настройка
После того как система была установлена, ее нужно было настроить.
- Создан и подключен к системе почтовый ящик для приема писем с заявками.
- Создано и подключено DNS имя для использования Web-интерфейса.
- Заведены сотрудники компании «агенты» и сгруппированы по отделам. Клиентов не создавали – так как система будет пока служить для постановки заявок между сотрудниками.
- Созданы 2 очереди техподдержки: 1-я и 2-я линия поддержки.
- Созданы 2 очереди техподдержки: 1-я и 2-я линия поддержки.
- Вставили логотип и русифицировали интерфейс и уведомления.
Рисунок 7 – Страница входа в OTRS
В результате получился инструмент, позволяющий использовать такой функционал:
- Отправить заявку письмом или же через web-интерфейс.
- Заявка регистрируется, ей присваивается номер, передается между исполнителями, закрывается.
- Автору заявки приходят уведомления о состоянии заявки, также автор может прикрепить свой комментарий через личный кабинет или ответив на письмо.
Базовая кастомизация
Для соответствия системы потребностям компании выполнили небольшую кастомизацию:
Настроен SLA. Регламентное время решения заявки вычисляется в зависимости от типа заявки (запрос на обслуживание или инцидент), приоритета и сервиса. Настроено рабочее время. Также выполнен расчет приоритета в зависимости от срочности и критичности заявки. Изначально в заявках есть только параметр приоритета.
Настроено ограничение на прием заявок. Настроили прием заявок только с почты клиентов или агентов. С адресов, не зарегистрированных в системе, заявки не принимаются, в ответ отправляется уведомление о незарегистрированном адресе.
Реализован механизм оценки заявок. При закрытии заявки исполнителем, автор получает уведомление с просьбой принять выполнение заявки и поставить оценку. Если у автора есть замечания, он отвечает на данное письмо и заявка возобновляется в работу, а его ответ крепиться комментарием к заявке.
Рисунок 8 – Уведомление на почту о закрытой заявке
Рисунок 9 – Результат оценки заявки
Реализован механизм подсчета возвращенных заявок. Количество возвращенных заявок и количество раз, которое они были возвращены является очень важным показателем качества работы ИТ-службы, поэтому в форму заявки был добавлен счетчик возобновления заявок.
Отчеты
Для оценки качества работы ИТ-подразделения пока решили использовать 3 отчета:
Отчет по заявкам. Показывает количество заявок за определенный период, в том числе количество и процент просроченных заявок – наиболее важный параметр. Также предоставляется информация по количеству и процентному соотношению типов заявок и состояний.
Рисунок 10 – Пример Отчета по заявкам
Отчет по оценке заявок. Показывает среднюю оценку по всем заявкам за выбранный период и по каждому типу в отдельности.
Рисунок 11 – Пример Отчета по оценке заявок
Отчет «Возвращенные заявки». Показывает количество возвращенных заявок в абсолютном и процентном соотношении и показывает сколько раз была возвращена конкретно каждая заявка.
Рисунок 12 – Пример Отчета «Возвращенные заявки»
Во всех отчетах настроен интервал диапазона дат – текущее число. Отчеты можно формировать по отдельному клиенту, исполнителю или очереди.
Рисунок 13 – Интерфейс для формирования отчетов на примере Отчета по заявкам
Планы по дальнейшему развитию
В данный момент система успешно запущена для работы внутренней службы. В планах поработать несколько недель и составить список новых пожеланий к системе, которые всплывут во время боевой эксплуатации системы. Далее будем решать, какие из них действительно нужны и будем их реализовывать.
В будущем планируется реализовать следующий функционал:
- Создать веб-форму для отчетов. В данный момент отчеты выгружаются сразу в файл. Было бы удобнее чтобы формировалась форма в браузере, а уже потом, если необходима выгрузка, выгружать ее в необходимый формат.
- Сделать более презентабельную форму формирования отчетов.
- Реализовать механизм «Замораживания заявок». Сделать возможность, когда исполнитель смог бы приостановить выполнение заявки, указав причину. При этом SLA замораживается. Актуально для заявок, к решению которых невозможно приступить в ближайшее время, например, автор заявки просит подключить ему компьютер, который будет куплен только через 3 дня.
- Создание красивого клиентского интерфейса.
- Механизм согласования заявок. Необходимо создать механизм, когда определенный тип заявок не может быть выполнен исполнителем без согласования ответственного сотрудника. Очень актуально для заявок связанных с безопасностью и предоставлению доступа к данным. Такие заявки ставят сотрудники клиента, но согласовывает их выполнение служба безопасности клиента или руководитель.
Вывод
OTRS – это очень перспективная система. Основным ее преимуществом, кроме того, что она бесплатная, является большая степень гибкости. Отсюда появляется и самый большой недостаток системы – ее нужно полностью настраивать и кастомизировать под свои задачи. Без этого удастся получить только базовый функционал. Очень мало компаний используют OTRS в базовом варианте, а некоторые создают собственные платные продукты на базе OTRS или же делают платные модули, отчеты и прочее.
Мы запустили готовую тикет-систему в облаке и предлагаем её в аренду.