Сферу строительства по сложности и изнашиваемости организма можно приравнять к профессии учителя или к работе возле атомного реактора. Застройщикам нужно выдавать молоко за вредность и после 12 лет стажа не брать в присяжные. А если серьёзно, мы решили записать интервью с Ульяной Янченко, руководителем отдела бухгалтерского консалтинга EFSOL, о проблемах и сложностях ведения бухгалтерского учёта в строительных компаниях.
Редакция: Ульяна, какие основные проблемы в строительном учёте для владельцев бизнеса ты выделяешь?
Ульяна: Есть две особенно болезненных проблемы. Начну с одной истории.
23 числа (допустим апреля) к руководителю приходит главный бухгалтер и говорит:
— Иван Иванович, я подготовила налоговую декларацию по НДС за квартал к сдаче. Нам нужно заплатить НДС… — и называет сумму, от которой у директора округляются глаза. Явно он был не готов к таким новостям. (Внимание: оплата до 25 числа того же апреля, то есть осталось 2 дня).
— Откуда такой НДС, Мария Ивановна?
И тут начинается монолог главбуха…
Об этом можно говорить долго, но корень проблемы в том, что оптимизировать сумму налога к уплате законными способами нужно своевременно, а не по факту сдачи отчёта. В описанной ситуации получается, что бухгалтер работает не на опережение возникновения проблемы, а выискивает способы снизить НДС, когда припекло. В ход идёт так называемый «бумажный НДС» — это когда сделки проводятся исключительно на бумаге, или закрытие разрывов в цепочке и другие чернушные методы. Естественно, налоговая теперь очень технологичная, и все ухищрения щёлкает как семечки. А владельцу приходится платить дважды.
Проблема, которая не уступает по болезненности огромному НДС — это необходимость в наличке, учитывая специфику работы таких компаний. ООО очень тяжело вывести деньги из бизнеса законными способами, а все обнальные схемы давно известны и чреваты последствиями. Гайки закручиваются ещё туже: с 1 июля 2019 застройщики должны начать работать через эскроу-счета. Это значит, что строительная компания сможет распоряжаться деньгами дольщиков не сразу после получения, а только после введения объекта в эксплуатацию. И если у застройщика не хватает собственных средств, то ему придётся идти в банк за кредитом.
Мы часто сталкиваемся с тем, что клиент приходит к нам на обслуживание с заблокированным расчётным счётом из-за того, что выводилось много денег. И как результат: деятельность приостановлена, заказчики сегодня-завтра грозят судом, налоги не уплачены. Но не будем о печальном, бизнес-схему работы в строительстве нужно тоже строить, и строить логично! Чтобы и волки сыты, и овцы целы остались.
Редакция: Как решить проблему с НДСом?
Ульяна: Главное понимать, что платить всё равно придётся. Но при этом можно оптимизировать налоги, соблюдая разумные и безопасные нормы и показатели, которые проверяет ФНС. Хотя бы для того, чтобы не получать бесконечные требования от налоговой с вопросами: «Почему? Откуда?» — и, как следствие, приговор: «Доплатить». По статистике, все те клиенты, которые халатно относились к этим правилам, в результате проверки со стороны налоговой всё равно доплачивали НДС, дабы не ссориться с фискалами. Вопрос: а зачем привлекать к себе внимание и приучать налоговую к тому, что вы всё равно доплатите? Если компания не может доказать, почему платит меньше, чем насчитала налоговая, — то зачем делать необдуманные шаги? Всё должно быть взвешенно, компании должны отстаивать каждую свою цифру в отчёте. Это о правилах.
О стратегии, как уменьшить НДС. Нужен, прежде всего, системный подход и сплоченная работа бухгалтера и руководителя. Как минимум — вовремя узнавать «о масштабах бедствия», чтобы иметь возможность предотвратить их, как максимум — постоянно анализировать деятельность компании и возможность применения оптимизационных схем в работе. Например, можно перевести компанию в целом или её отдельные части на упрощенный режим налогообложения.
Редакция: Так это же дробление бизнеса!
Ульяна: Ну почему сразу «дробление»? Если обосновать выделение отдельной компании деловой целью, не использовать один и тот же персонал в двух компаниях сразу, выделить для новой компании имущество и т.д. — это вполне нормальный бизнес, и налоговая не прикопается.
Снижать НДС можно также и с помощью выбора контрагента-плательщика НДС. Детализация входящего НДС — вариант для тех, кто совмещает облагаемую деятельность и операции, по которым не взимается НДС. Если у вас необлагаемых операций менее 5% — вы можете вычесть весь «входной» налог и получить вычет. Агентские схемы применять можно, но осторожно.
Главное, начать оптимизировать налоги не в конце налогового периода, когда нужно платить, а заблаговременно.
Редакция: В интернете масса рецептов по «чёрным» и «серым» схемам обналичивания, зато найти законные решения почти нереально. В итоге, проблема есть — а наличных нет. Как решать?
Ульяна: Здесь вопрос не только в том, чтобы обзавестись наличными, а и в том, сколько вы готовы за это заплатить. Возьмём, например, дивиденды. Выплачивать их можно не чаще раза в квартал. Единственный недостаток — двойное налогообложение: дивиденды рассчитываются с чистой прибыли компании, после уплаты налога на прибыль и облагаются 13% НДФЛ.
Более экономные способы вывести наличку — через управляющее ИП, выдача займа, подотчётные средства. Если заём выдан по ставке меньше, чем ⅔ ставки рефинансирования в рублях, вам придется заплатить 35% НДФЛ с материальной выгоды. Чтобы этого избежать, выдавайте займ на рыночных условиях.
Обращаю внимание на желающих работать через ИП-управляющего: в этой схеме масса подводных камней! Поэтому только услышав о ней, сразу применять не спешите. Как бы потом такая «оптимизация» не привела вас в суд с доплатами налогов и штрафами.
Когда вы выдаёте подотчётные средства, пропишите срок возврата в учётной политике организации. Чтобы суд не признал средства личным доходом сотрудника, их придётся вернуть и предоставить авансовый отчёт.
В каждом способе нужно максимально точно следовать букве закона, чтобы схема вывода наличности не превратилась в налоговое преступление.
Редакция: Вот ты сказала о подотчётных средствах. А что будет, если их не возвращать?
Ульяна: Тогда компания, которая предоставила средства, обязана заплатить 13% НДФЛ с отчисленной суммы — как за зарплату.
Редакция: Ни для кого не секрет, что в строительных фирмах часто работают мигранты.
Ульяна: Всё верно. Поскольку компания может понести существенные наказания за нарушение при оформление мигрантов или их нелегальное трудоустройство, очень важно грамотно оформить иностранцев. Работодатель мигрантов обязан стоять на учёте в ГУВМ МВД и уведомлять службу о приёме на работу такой категории сотрудников и об их увольнении. Также необходимо проверить статус иностранного гражданина и наличие документов, срок их действия. Для лиц из стран с безвизовым режимом требуются такие документы:
- ксерокопия загранпаспорта
- регистрация
- патент на работу
- миграционная карта
- СНИЛС
- ИНН
- полис ДМС
- чек об оплате патента
Кроме начисления и уплаты налогов и взносов с зарплаты мигранта, вам нужно следить за своевременной оплатой патентов.
Редакция: А действительно ли работодатель экономит, принимая на работу иностранцев?
Ульяна: Ну как сказать. Зарплата иностранного сотрудника должна быть не ниже среднеотраслевой ставки или установленного в регионе минимума. Работодатель не может платить разную зарплату иностранцам и россиянам, находящимся на одной должности. Иначе зарплатные комиссии заставят доначислить зарплату сотрудникам, выплатить все «сэкономленные» налоги и выставят штраф 20% от суммы невыплаченных налогов.
При наличии в компании сотрудников-иностранцев усложняется формирование отчётности по начисленным и уплаченным взносам и выплате НДФЛ (везде есть свои нюансы). Потому лишняя работа ждёт не только кадровиков, но и бухгалтеров.
Редакция: Зачем нужны банковские гарантии? Как их получить?
Ульяна: Детский вопрос) Извини, не удержалась. Как заказчик при перечислении немаленькой авансовой суммы может быть уверен, что заказ будет выполнен? С госзакупками, торгами, тендерами и международными сделками та же история. В таких случаях банк выступает гарантом того, что условия сделки будут соблюдены.
Чтобы получить банковскую гарантию, компании нужно доказать свою платежеспособность. Банк будет проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности, и для этого может запросить документы за несколько лет. Немаловажный фактор — кредитная история. EFSOL занимается подготовкой всех документов при получении банковской гарантии для клиентов.
Редакция: Что я упустила, а ты хотела бы об этом рассказать?
Ульяна: Подрядчики часто не могут обосновать цену по проекту. В итоге, заказчик не хочет платить требуемую сумму, привлекает внешних экспертов и через суд доказывает, что исполнитель (компания-подрядчик) не выполнил условия договора. Кроме того, налоговая может решить, что у подрядчика завышены расходы и заставить доплатить налог на прибыль. Решение проблемы в разумном и корректном формировании пакета документов по проекту, и, главное, своевременном его согласовании с заказчиком! Причём, начиная от договора со спецификациями и заканчивая КС-2. Если проект долгосрочный, за время выполнения меняются курсы валют и цена на материалы растёт. Это всё нужно вовремя и правильно отражать.
Дополнением к теме могут служить статьи:
- Основные манипуляции с НДС
- 5 способов законной оптимизации налогов
- Дробление бизнеса: как проверить законность
- Аргументированный переход на спецрежим УСН с ОСНО
- Расчётный счёт заблокирован: как избежать и что делать, если произошло?

Спрашивала: Нелля Лемешенко
Главный редактор EFSOL

Отвечала: Ульяна Янченко
Руководитель отдела бухгалтерского консалтинга