Продолжая серию статей по системам унифицированных коммуникаций (предыдущая здесь), хотелось бы остановиться на современном, прогрессивном и в тоже время доступном решении на базе Microsoft Skype for Bussiness (ранее MS Lync), позволяющее организовать корпоративную связь с большими возможностями.
Напомним, что решение Skype for business является системой унифицированных коммуникаций, позволяющей вести телефонные разговоры, видео- и аудио-конференции, онлайн собрания (вебинары), обмен сообщениями. Особенностью данного решения, является тесная интеграция с другими MS-сервисам, основными из которых являются Active Directory, Exchange, SharePoint.
Построение системы унифицированных коммуникаций с развитием технологий и информатизации бизнеса становиться все более сложным процессом. Если раньше для организации коммуникаций в компании было достаточно установить телефонную станцию и пользовательские аппараты, то текущие требования бизнеса вынуждают использовать единую систему коммуникаций, построенную на различных средствах общения: чат, звонок, электронная почта, системы вебинаров, видеозвонки и т.д.
Именно поэтому мы рассмотрим общую архитектуру решения, особенности построения и зависимость архитектуры и реализуемых функций системы унифицированных коммуникаций Skype for Business Server 2015.
Для начала подробнее остановимся на функциональных возможностях системы Skype for Business (SfB далее):
- Внутрикорпоративная связь, в том числе шифрованная
- Возможность соединения с ТФоП (используя посредников)
- Чат, мониторинг присутствия
- Видеозвонки, проведение онлайн совещаний
- Демонстрация экрана
- Интеграция с внутренними сервисами на базе продуктов Microsoft (из коробки)
- Наличие API для интеграции с сервисами других вендеров
- Поддержка телефонов, программных клиентов, мобильных клиентов
Исходя из вышеперечисленных функций, можно смело говорить о том, что SfB организовывает платформу для всех коммуникаций, используемых на предприятиях. Но, важно заметить, что Sfb, в отличие от других подобных систем (Cisco Unified Communication Manager, Avaya, Siemens(Unify), изначально позиционировалась как система унифицированных коммуникаций, поэтому IP-телефония является только составляющим элементом, а не ядром системы, что влияет на функционал. Несмотря на этот факт, SfB в качестве системы телефонии позволяет:
- Перевод вызова
- Переадресация вызова
- Одновременный вызов
- Группы поиска
- Перехват вызова
Кроме того, поскольку система IP-телефонии не является ядром системы, SfB имеет ряд особенностей в реализации протокола связи SIP (использование протокола только поверх TCP или TLS), что влияет на стыковку с другими системами и операторами связи, а также подключение пользовательский устройств. Несмотря на это, активная работа Microsoft c партнерами позволяет построить полноценную систему IP-телефонии, так, например, для стыковки с операторами используются решения SBC (Session Border Controller) различных вендоров.
Как мы видим, система SfB решает широкий спектр задач бизнеса в процессе коммуникаций, именно поэтому архитектура решения также нетривиальная. SfB включает в себя следующие серверные роли:
Серверная роль | Описание |
Front End Server | Сервер переднего плана. Включает в себя следующие функционал:
|
Back End Server | Сервер баз данных MS SQL Server . Служит в качестве хранилища для служебной информации SfB , в т.ч. список пользователей, данные о конференциях и т.д. |
Edge Server | Пограничный сервер. Используется для предоставления доступа к системе унифицированных коммуникаций внешним (находящихся вне зоны корпоративной среды) пользователям |
Mediation Server | Сервер голосового трафика. Преобразует голосовой трафик между пользователями внутри системы с ТфОП. |
Video Interop Server | Серверная роль, позволяющая интегрировать систему SfB с системами вебинара других вендоров (Cisco/ Tandberg) |
Director | Используется для аутентификации внешних пользователей и следовательно защиты от DDOS -атак |
Persistent Chat Server Roles | Позволяет сохранять историю сообщений в чатах и групповых сообщениях |
Таблица соответствию функций и серверных ролей:
Внутрикорпоративная связь, в том числе шифрованная | Front End Server |
Возможность соединения с ТФоП (используя посредников) | Mediation Server |
Чат, мониторинг присутствия | Front End Server, Persistent Chat Server Roles |
Видеозвонки, проведение онлайн совещаний | Front End Server, Video Interop Server |
Демонстрация экрана | Front End Server |
Интеграция с внутренними сервисами на базе продуктов Microsoft (из коробки) | Front End Server |
Наличие API для интеграции с сервисами других вендеров. | Front End Server, Video Interop Server |
Поддержка телефонов, программных клиентов, мобильных клиентов | Front End Server, Edge Server, Director |
Понимая, какие серверные роли существуют и за какие функции отвечают, можно переходить собственно к построению архитектуры будущей системы унифицированных коммуникаций на базе SfB. Перед построением архитектуры необходимо учитывать ограничения по совмещению серверных ролей, а именно следующие роли должны быть размещены отдельно:
- Director
- Edge
- Video Interop Server
Mediation Server в Standard версии Sfb совмещен с Front End сервером, но в Enterprise Edition может быть вынесен на отдельный сервер. Остальные роли могут быть как совмещены, так и размещены на отдельных серверах.
Рассмотрим возможную архитектуру решения на базе SfB для среднего или крупного бизнеса (см. Рисунок 1).
Такая структура по рекомендациям Microsoft в зависимости от производительности серверов способна обслужить до 4000 клиентов. На схеме представлены два сервера SfB Standard Edition, каждый из которых обслуживает по 2000 сотрудников, но информация о пользователях синхронизируется между обоими серверами, чтобы в случае выхода из строя одного из узлов, сервис не вышел из строя. В данной конфигурации рекомендуется использовать Edge сервер, как пограничный, для подключения внешних клиентов к системе унифицированных коммуникаций. Edge сервер размещен в DMZ. Также для подключения к ТФоП предлагается использовать SBC шлюз (Session Border Controller) позволяющий подключить внешних провайдеров доступными способами (FXO/E1/SIP). Также на схеме отражены два сервера Office Web Apps сервер и Exchange UM: сервера для интеграции с другими сервисами Microsoft.
Оба центральных сервера Standard Edition включают следующие роли:
- Front End Server.
- Back End Server.
- Mediation Server.
- Persistent Chat Server Roles.
Такая архитектура позволит реализовать все представленные в SfB функции, обеспечить высокую доступность сервиса, высокое качество связи, возможность связи с регионами и мобильность сотрудников. В компаниях с большим количеством человек, используется вариант с Enterprise версией SfB, в котором разносятся Back End и Front End сервера, Mediation сервера, создаются пулы из Edge серверов.
Для компаний Small Business можно рассматривать облачные решения на базе SfB. Подробнее об архитектуре облачного решения мы напишем в следующей статье.
На текущий момент существует довольно много решений систем унифицированных коммуникаций, но эти технологии доступны только крупным корпорациям, которые могут позволить себе многомиллионные внедрения таких систем. Продукт Skype for Business, особенно облачный вариант, призван сделать широкодоступным решение унифицированных коммуникаций, а процесс взаимодействия сотрудников эффективным, удобным и мобильным.