+7 495 230 03 03 8 800 222 50 03

Обзор системы унифицированных коммуникаций Microsoft Skype for Business

Дата публикации: 17 февраля 2016
Обзор системы унифицированных коммуникаций Microsoft Skype for Business

Продолжая серию статей по системам унифицированных коммуникаций (предыдущая здесь), хотелось бы остановиться на современном, прогрессивном и в тоже время доступном решении на базе Microsoft Skype for Bussiness (ранее MS Lync), позволяющее организовать корпоративную связь с большими возможностями.

Напомним, что решение Skype for business является системой унифицированных коммуникаций, позволяющей вести телефонные разговоры, видео- и аудио-конференции, онлайн собрания (вебинары), обмен сообщениями. Особенностью данного решения, является тесная интеграция с другими MS-сервисам, основными из которых являются Active Directory, Exchange, SharePoint.


Построение системы унифицированных коммуникаций с развитием технологий и информатизации бизнеса становиться все более сложным процессом. Если раньше для организации коммуникаций в компании было достаточно установить телефонную станцию и пользовательские аппараты, то текущие требования бизнеса вынуждают использовать единую систему коммуникаций, построенную на различных средствах общения: чат, звонок, электронная почта, системы вебинаров, видеозвонки и т.д.

Именно поэтому мы рассмотрим общую архитектуру решения, особенности построения и зависимость архитектуры и реализуемых функций системы унифицированных коммуникаций Skype for Business Server 2015.

Для начала подробнее остановимся на функциональных возможностях системы Skype for Business (SfB далее):

  • Внутрикорпоративная связь, в том числе шифрованная
  • Возможность соединения с ТФоП (используя посредников)
  • Чат, мониторинг присутствия
  • Видеозвонки, проведение онлайн совещаний
  • Демонстрация экрана
  • Интеграция с внутренними сервисами на базе продуктов Microsoft (из коробки)
  • Наличие API для интеграции с сервисами других вендеров
  • Поддержка телефонов, программных клиентов, мобильных клиентов

Исходя из вышеперечисленных функций, можно смело говорить о том, что SfB организовывает платформу для всех коммуникаций, используемых на предприятиях. Но, важно заметить, что Sfb, в отличие от других подобных систем (Cisco Unified Communication Manager, Avaya, Siemens(Unify), изначально позиционировалась как система унифицированных коммуникаций, поэтому IP-телефония является только составляющим элементом, а не ядром системы, что влияет на функционал. Несмотря на этот факт, SfB в качестве системы телефонии позволяет:

  • Перевод вызова
  • Переадресация вызова
  • Одновременный вызов
  • Группы поиска
  • Перехват вызова

Кроме того, поскольку система IP-телефонии не является ядром системы, SfB имеет ряд особенностей в реализации протокола связи SIP (использование протокола только поверх TCP или TLS), что влияет на стыковку с другими системами и операторами связи, а также подключение пользовательский устройств. Несмотря на это, активная работа Microsoft c партнерами позволяет построить полноценную систему IP-телефонии, так, например, для стыковки с операторами используются решения SBC (Session Border Controller) различных вендоров.

Как мы видим, система SfB решает широкий спектр задач бизнеса в процессе коммуникаций, именно поэтому архитектура решения также нетривиальная. SfB включает в себя следующие серверные роли:


Серверная роль

Описание

Front End Server

Сервер переднего плана. Включает в себя следующие функционал:

  1. Аутентификация пользователей и регистрация

  2. Информация о статусах и адресная книга

  3. Чаты, групповые чаты

  4. Аудио-конференции, веб-конференции

  5. Мониторинг и CDR

  6. Телефония

  7. Центральная консоль управления

Back End Server

Сервер баз данных MS SQL Server . Служит в качестве хранилища для служебной информации SfB , в т.ч. список пользователей, данные о конференциях и т.д.

Edge Server

Пограничный сервер. Используется для предоставления доступа к системе унифицированных коммуникаций внешним (находящихся вне зоны корпоративной среды) пользователям

Mediation Server

Сервер голосового трафика. Преобразует голосовой трафик между пользователями внутри системы с ТфОП.

Video Interop Server

Серверная роль, позволяющая интегрировать систему SfB с системами вебинара других вендоров (Cisco/ Tandberg)

Director

Используется для аутентификации внешних пользователей и следовательно защиты от DDOS -атак

Persistent Chat Server Roles

Позволяет сохранять историю сообщений в чатах и групповых сообщениях



Таблица соответствию функций и серверных ролей:

Внутрикорпоративная связь, в том числе шифрованная

Front End Server

Возможность соединения с ТФоП (используя посредников)

Mediation Server

Чат, мониторинг присутствия

Front End Server, Persistent Chat Server Roles

Видеозвонки, проведение онлайн совещаний

Front End Server, Video Interop Server

Демонстрация экрана


Front End Server

Интеграция с внутренними сервисами на базе продуктов Microsoft (из коробки)

Front End Server

Наличие API для интеграции с сервисами других вендеров.

Front End Server, Video Interop Server

Поддержка телефонов, программных клиентов, мобильных клиентов

Front End Server, Edge Server, Director


Понимая, какие серверные роли существуют и за какие функции отвечают, можно переходить собственно к построению архитектуры будущей системы унифицированных коммуникаций на базе SfB. Перед построением архитектуры необходимо учитывать ограничения по совмещению серверных ролей, а именно следующие роли должны быть размещены отдельно:

  • Director
  • Edge
  • Video Interop Server

Mediation Server в Standard версии Sfb совмещен с Front End сервером, но в Enterprise Edition может быть вынесен на отдельный сервер. Остальные роли могут быть как совмещены, так и размещены на отдельных серверах.

Рассмотрим возможную архитектуру решения на базе SfB для среднего или крупного бизнеса (см. Рисунок 1).


skype for business.jpg

Рисунок 1 – пример архитектуры на базе Skype for Business

Такая структура по рекомендациям Microsoft в зависимости от производительности серверов способна обслужить до 4000 клиентов. На схеме представлены два сервера SfB Standard Edition, каждый из которых обслуживает по 2000 сотрудников, но информация о пользователях синхронизируется между обоими серверами, чтобы в случае выхода из строя одного из узлов, сервис не вышел из строя. В данной конфигурации рекомендуется использовать Edge сервер, как пограничный, для подключения внешних клиентов к системе унифицированных коммуникаций. Edge сервер размещен в DMZ. Также для подключения к ТФоП предлагается использовать SBC шлюз (Session Border Controller) позволяющий подключить внешних провайдеров доступными способами (FXO/E1/SIP). Также на схеме отражены два сервера Office Web Apps сервер и Exchange UM: сервера для интеграции с другими сервисами Microsoft.

Оба центральных сервера Standard Edition включают следующие роли:

  • Front End Server.
  • Back End Server.
  • Mediation Server.
  • Persistent Chat Server Roles.

Такая архитектура позволит реализовать все представленные в SfB функции, обеспечить высокую доступность сервиса, высокое качество связи, возможность связи с регионами и мобильность сотрудников. В компаниях с большим количеством человек, используется вариант с Enterprise версией SfB, в котором разносятся Back End и Front End сервера, Mediation сервера, создаются пулы из Edge серверов.

Для компаний Small Business можно рассматривать облачные решения на базе SfB. Подробнее об архитектуре облачного решения мы напишем в следующей статье.


На текущий момент существует довольно много решений систем унифицированных коммуникаций, но эти технологии доступны только крупным корпорациям, которые могут позволить себе многомиллионные внедрения таких систем. Продукт Skype for Business, особенно облачный вариант, призван сделать широкодоступным решение унифицированных коммуникаций, а процесс взаимодействия сотрудников эффективным, удобным и мобильным.


Лого ES мини

EFSOL

  • Аноним

    К сожалению, система SKype for Business не поддерживает штатно функцию подключения нескольких компаний без афилированности, в отличии от предыдущей версии Lync. Вы нашли неплохую возможность реализации подключения сразу нескольких компаний, но в этом есть один нюанс – при поиске по адресной книге при вводе уникального имени – контакт будет найден в разрезе любых компаний, поэтому Вам необходимо генерировать уникальные имена, которые сложно будет повторить случайным набором.

  • Аноним

    Слышал о таком неприятном моменте с SFB, который Майкрософт называет “особенность дизайна”. А именно – в чате не сохраняется история переписки, если продукт не интегрирован с MS Exchange. Прокомментируйте пожалуйста этот момент – клиенту обычно хочется вести переписку как в обычном мессенджере – даже том самой скайпе – чтобы переписка сохранялась без всяких дополнительных продуктов, которые кстати дорогие

    • https://efsol.ru/ EFSOL

      Здравствуйте, Олег! Продукт Skype for Business как часть унифицированных коммуникаций, оторванный от общей инфраструктуры, конечно будет иметь свои особенности. В частности, отсутствует предыдущая переписка в окне чатов. При этом, с включенной функцией сохраняемого чата, администратор все же сможет просмотреть переписку пользователей. Так что да, вы совершенно правы.

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.