Ни один директор или главный бухгалтер не хочет услышать претензии в свой адрес по поводу занижения на предприятии размеров выплаты заработной платы, особенно от сотрудников контролирующих органов.
Но, к сожалению, в периоды экономических спадов, а также в связи с достаточно большой налоговой нагрузкой, каждая компания пытается сократить свои затраты. Кроме того, в зависимости от специфики деятельности, практически на каждом предприятии бывают подъемы и спады в коммерческой деятельности. Возникает вопрос: как же можно оптимизировать затраты предприятия в это время?
Одна из статей расходов любой организации связана с оплатой труда персонала, при этом эти расходы уменьшают только налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и полностью ложатся бременем на НДС. Пытаясь сократить данную статью расходов, важно не забывать, что проблема “серой зарплаты” является предметом пристального внимания налоговых органов.
Существует ошибочное мнение, что достаточно выплачивать минимальную заработную плату, чтобы не возникало претензий со стороны контролирующих органов. На практике это не так. По данным сданных отчетов, сотрудники фондов проводят сравнительный анализ средней заработной платы с показателем, средним по отрасли с учетом региона.
Как же избежать рисков и сэкономить на расходах, связанных с оплатой труда?
1. Прежде всего, необходимо оценить степень риска и возможность безопасного снижения данной статьи затрат:
Рисунок 2 – Оценка степени и возможности снижения риска
2. Выбрать оптимальный способ оптимизации затрат в зависимости от степени сокращения расходов:
Рисунок 3 – Способы оптимизации затрат в зависимости от степени сокращения расходов
Важно понимать, что все вышеизложенные мероприятия не популярны среди работников и могут привести к негативным ситуациям и даже разбирательствам в суде. Поэтому детально проработайте способы оптимизации, чтобы обойти все «острые углы» и не совершить фатальных ошибок.