У бухгалтеров и юристов появились новые неприятные обязанности. По «антиотмывочному» закону их приравняли к другим «государственным контролерам». Наделили правом блокировать средства доверителей. Некорректное применение банками 115-ФЗ сильно затруднило работу бизнеса. Злоупотребления признал даже Центробанк РФ. Поэтому предприниматели стали опасаться своих собственных юридических и бухгалтерских служб. Звучит пугающе даже аббревиатура полного названия «антиотмывочного» закона — ПОД/ФТ/ФРОМУ. Аббревиатура расшифровывается как «противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения». Текст закона для неподготовленного читателя — страшная юридическая абра-кадабра. Посмотрим страхам в лицо.
На кого государство взвалило контрольные функции
С марта 2019г. опция госконтроля с блокировкой появилась:
- у бизнеса, который специализируется на услугах в сфере бухучета и юриспруденции
- адвокатов
- нотариусов
Внимание: «проявлять бдительность» они обязаны не всегда, а только когда готовят или проводят для клиента операции, которые прямо указаны в законе (п.п.а п.1 ст.1 от 18.03.2019 № 33-ФЗ).
Еще в феврале 2002 г. обязанность «следить и замораживать» стала обязательной для:
- кредитных организаций
- профессиональных участников рынка ценных бумаг
- страховых и лизинговых компаний
- организаций федеральной почтовой связи
- ломбардов
За 17 лет в число добровольно-принудительных госконтролеров влились:
- страховые брокеры
- общества взаимного страхования
- ювелиры
- букмекеры
- негосударственные пенсионные фонды (в части гособеспечения пенсионеров)
- операторы связи
- кредитные потребкооперативы
- управляющие компании фондов (инвест., негосударственных пенсионных, ПИФов)
- операторы по приему платежей
- финансовые агенты по договорам финансирования под уступку денежного требования
- микрофинансовые организации
Как видим, вовлечение бухгалтеров и юристов в систему госконтроля — закономерный этап развития правового механизма ПОД/ФТ/ФРОМУ. Впервые в «антиотмывочном» законе бухгалтеры и юристы появились еще в 2004 г. Тогда их функции были гораздо скромнее.
На что должны обращать внимание специалисты
Избежать неприятностей по 115-ФЗ поможет понимание основ контрольного механизма. Все процедуры подробно описаны в руководящих документах Центробанка и Росфинмониторинга. Поэтому рассмотрим только направления контроля и отметим важные детали.
Контроль ведется по двум направлениям:
- Определяют, содержит ли операция клиента признаки, по которым её можно отнести к рискованным с точки зрения 115-ФЗ
- Изучают участников сделок
Список операций, подлежащих контролю постоянно расширяется. Некоторые сделки контролируются, когда их сумма выше установленного значения. Увы, закон содержит оговорку: «если у сотрудника, проводящего операцию возникнут сомнения/подозрения», то негативные последствия могут иметь любые операции.
Участники сделок не должны числиться в «черных списках». Контроллеры минимум раз в 3 месяца проверяют, нет ли их клиентов в роковых перечнях. Черных списков несколько. Это российские и международные перечни лиц в отношении которых имеется информация о причастности к преступлениям. Отдельный список лиц, попавших под меры “антиотмывочного” закона. Вся информация о “персонах нон грата” распространяется через личные кабинеты на ресурсах государственных органов. Информационный обмен идет в обе стороны — те, кто совершает операции, отчитываются о принятых мерах.
Важно! В Законе есть «запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия». На практике это значит, что клиенты банков с удивлением узнают о своей причастности к терроризму и прочим «грехам» в тот момент когда:
- замораживают деньги или имущество
- приостанавливают или отказываются выполнять операции
- не заключают или расторгают банковский договор
- требуют документы
Какие категории лиц по Закону 115-ФЗ подлежат обязательному контролю ?
Публичные должностные лица: иностранцы, сотрудники международных организаций, высокопоставленные российские чиновники. Интересно, что под особый контроль попадают и близкие родственники иностранных публичных должностных лиц. Это стало поводом для шуток, что теперь бухгалтеры должны устанавливать «двоюродных бабушек» клиентов.
Обратите внимание: с особой бдительностью контролируются не только операции чиновников, но и сделки, затрагивающие гос. сектор экономики. Контроль усиливается, если речь идет о стратегических или оборонных предприятиях.
Шесть обязанностей бухгалтеров по ПОД/ФТ/ФРОМУ
Минфин разъяснил новые обязанности бухгалтеров. Обратите внимание: Речь идет только о тех, кто занимается предпринимательством, оказывая услуги в бухгалтерской сфере (ст. 7.1 Закона 115-ФЗ).
Давайте посмотрим, что делают бухгалтера в рамках 115-ФЗ:
Сначала идентифицируют клиента вместе с его представителем, выгодоприобретателем и бенефициарами. Установят иную информацию (ОГРН, ИНН, паспортные данные, вид деятельности и т.д.). В этом нет ничего особенного — собрать информацию для заключения договора на обслуживание. Так поступают во всех отраслях народного хозяйства с новым контрагентом. Хороший бухгалтер всегда проверяет участников сделки. Вы же не хотите, чтобы вам доначислили налоги во время проверки с формулировкой «не проявлена должная осмотрительность»?
Если клиент окажется публичным должностным лицом, то, как выше написано, его будут контролировать с особой тщательность (7.3. 115-ФЗ).
Бухгалтеры должны сохранить и зафиксировать информацию о клиентах. В этом тоже нет ничего особенного. Каждая компания в любой сфере бизнеса ведет клиентскую базу и правоохранительные органы могут истребовать эту информацию.
В бухгалтерии должен быть организован внутренний контроль. Для этого назначается ответственный человек. Утверждается объемный документ «Положение о внутреннем контроле». Потом руководствуясь этим «талмудом» будут хранить и передавать информацию, обеспечивать конфиденциальность данных. Кстати, сотрудники EFSOL дают подписку «о неразглашении».
Если бухгалтерам показалось, что подконтрольная операция проводится в злодейских целях, они обязаны докладывать в Росфинмониторинг о любых подозрениях. Вот тут клиентам, получающим бухгалтерские услуги, следует крепко задуматься:
- «степень подозрительности» зависит от квалификации бухгалтера. Если ИП на дому «ведет» несколько предприятий, то вполне может что-то упустить из виду. Впервые столкнувшись с новой операцией, особенно по внешне-экономической деятельности, предприниматель-бухгалтер интерпретирует её по-своему. Какова вероятность, что ему ваша сделка не покажется подозрительной?
- компаний, которые давно на рынке бухуслуг, немного, и они дорожат своей профессиональной репутацией. Например, EFSOL не будет рисковать более чем 10-летним опытом плодотворного сотрудничества с клиентами из-за того, что исполнителю сделка показалась подозрительной. Бухгалтерам платят за правильное и корректное отражение хозяйственных операций. Это их работа — делать так, чтобы сделки не были подозрительными.
Минфин просит бухгалтеров обратить особое внимание на правовые нормы, направленные на заморозку (блокировку) имущества и денег:
- меры должны приниматься незамедлительно, не позже 1 дня с момента, как лицо попало в черные списки
- если бухгалтер предпринял шаги по заморозке средств клиента, то он должен немедленно об этом уведомить Росфинмониторинг
- бухгалтер (как банки и другие организации из вышеприведенного списка) не будет отвечать за меры по блокированию денег и имущества
Важно знать: если вы пострадали от замораживания средств контрагента, то имеете право обратиться в суд с гражданским иском. От лица, в отношении которого принято решение о блокировании, можно потребовать возмещение ущерба. По выигранным делам ущерб и судебные расходы возмещаются за счет замороженных средств или иного имущества ответчика. (п.5 ст. 104, Закона 115-ФЗ).
Интересно, что у клиентов EFSOL банки стали запрашивать информацию о том, кто оказывает услуги по их бухгалтерскому сопровождению. С одной стороны, банк может быть менее бдителен, если бухгалтер у клиента хороший, а с другой — безнаказанно блокировать счета клиентов EFSOL по каждому чиху не получится. Коллеги бухгалтеров EFSOL из других компаний тоже столкнулись с этой перестраховкой банкиров.
Угрозы, прописанные в Законе 115-ФЗ, нужно рассматривать в динамике
Объективный анализ новых обязанностей лиц, занимающихся оказанием услуг в бухгалтерской и юридической сфере доказывает:
- работа юристов и бухгалтеров представляет для клиентов гораздо меньшую опасность, чем деятельность других специалистов. Например, банкиров. По «антиотмывочному» Закону насчитывается порядка 17(!) сфер деятельности, в которых государство требует выполнять контрольные функции
- бухгалтеры и юристы не заинтересованы в создании проблем доверителю. Это противоречит их профессиональной этике! В таком бизнесе репутация имеет огромнейшее значение. Никто в здравом уме и трезвой памяти не будет сотрудничать со злодеями, против которых направлен 115-ФЗ
- лица, замешанные в противозаконных сделках, не станут обращаться к профессионалам экспертного уровня. Эти специалисты легко определяют, то о чем хотят умолчать заказчики
Нормы права ПОД/ФТ/ФРОМУ, как и положения любого другого закона, при неправильном (недобросовестном) применении могут представлять угрозу для бизнеса.
На правоприменительную практику существенно влияют изменения Закона 115-ФЗ. Сейчас действует 57-я редакция (!) документа. Уже 27 июня 2019 года вступают в силу новые изменения. Госдума в первом чтении приняла еще один Закон о внесении изменений 25 мая 2019 года. Известно о нескольких законопроектах на разных стадиях подготовки. В настоящее время готовится расширение списка подконтрольных операций, но эта тема для другой статьи.

Автор: Оксана Жолудева
Руководитель департамента комплексного сопровождения бизнеса