Часть 2
В мае 2019 года ВОЗ включил «Синдром эмоционального выгорания» в Международный классификатор болезней. Это значит, что с 2022 года с диагнозом «синдром хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться» можно будет уходить на больничный. Чтобы не терять ценных сотрудников, крупные компании России уже научились снижать симптомы выгорания. Давайте поучимся у них гасить «ненависть» к любимой работе.
А оно того стоило?
Стартапер Светлана развивает свою школу языков. Она уже нашла помещение, первых клиентов и сотрудников. Для достижения успеха своего детища Светлана работает без выходных и отпусков, она буквально горит новыми идеями.
Но затем:
- инвесторы отказались поддерживать проект (неудача)
- партнер решил уйти в другой бизнес (конфликт)
- прибыли хватило только на зарплату сотрудников, а себе не осталось (несправедливость)
- просчиталась с суммой платежей и появился долг (ошибки и косяки).
После череды таких событий, работая в режиме 24/7 с постоянными форс-мажорами, Светлана выгорела. Еще вчера она говорила и думала только о своем деле, а сегодня и слышать о нем не хочет.
«Сижу и думаю — а стоило ли оно того? Ради чего нужно продолжать?»
Причины и ситуации, провоцирующие профессиональное выгорание
Психологи говорят, что найти точку начала выгорания очень тяжело. Это состояние прогрессирует. Вначале ты чувствуешь странное равнодушие к окружающей жизни. Постепенно эмоциональное истощение накапливается и становится очевидно уже и окружающим.
«Если не менять ничего в работе, это может привести к депрессии, нервному срыву, алкогольной зависимости и даже попытке самоубийства», — комментирует социальный психолог, профессор Колумбийского университета Светлана Комиссарук.
Также Светлана Комиссарук считает, что борьба с последствиями — неверный путь. Нужно искать причину тяжелого эмоционального истощения и устранять ее. 3 главных подводных камня целеустремленного человека — переработки, стрессы и комплекс отличника. Именно они ведут к появлению выгорания в профессии.
Исследователи из Йельского университета сделали вывод, что вовлеченные, трудолюбивые сотрудники быстрее выгорают на работе. То есть в первую очередь, по причине эмоционального истощения компании рискуют потерять самых ответственных и старательных сотрудников.
Устраняем причины выгорания у сотрудников
Убираем переработки
Мы уже выяснили в прошлой статье, что в российских компаниях периодически трудятся сверхурочно 87% работников. Переработки — первая причина, вызывающая физическое и умственное истощение у работников.
Ненормированный рабочий день провоцирует не только психологическую опустошенность. В Японии, где офисные работники трудятся иногда по 50 и более часов в неделю, набирает обороты устрашающее социальное явление — смерть от переработки (кароси). В 2015 году было за год в Японии было зафиксировано 2310 случаев сообщений о Кароси. Подобное явление встречается в других развивающихся странах: Индии, Южной Корее, Тайване, Китае.
Чтобы вернуть баланс рабочего времени для сотрудника, необходимо:
- следить за графиком отпусков
- дать возможность отключиться от рабочих задач. Не отправлять электронных писем по работе после окончания рабочего дня, не нагружать работой в выходные и отпуски
- восстановить равноправие обязанностей. Высококвалифицированные сотрудники часто бывают перегружены работой. По данным рекрутингового агенства Hays, больше 40% специалистов демотивирует такое отсутствие четкого круга обязанностей
- делать регулярные обеденные перерывы и короткие перерывы в течение рабочего дня.
Снижаем уровень стресса
Одна из 3-х важнейших причин профессионального выгорания — повышенный уровень стресса. Чтобы предупредить и снизить риск синдрома эмоционального истощения, нужно, во-первых, снизить по возможности уровень стресса, а во-вторых, научиться с ним сосуществовать.
Каким образом?
- создать комфортное рабочее место
- оборудовать комнату отдыха на работе
- организовать хобби и развлечения после работы (спорт, йога, танцы, абонемент в спортзал)
- поддерживать дружелюбную атмосферу внутри коллектива и с начальством
- пригласить психолога. Он поможет выявить истинные склонности и способности человека, помочь выстроить свой карьерный путь
- сделать в кабинете ремонт (перекрасить стены, поменять местами столы и шкафы)
- учиться справляться со стрессом. Стресс никуда не денется и нужно научиться перезагружаться. Это могут быть релакс-процедуры, медитации, дыхательные упражнения и т.д.
Боремся с перфекционизмом и комплексом отличника
Социальный психолог Светлана Комиссарук подчеркивает, чем для вас важнее не допустить ошибку, тем сильнее вы подвержены выгоранию.
Как с этим справиться:
- Убедиться, что цели реалистичны. Существует мнение, что высокие и амбициозные цели должны подстегивать мотивацию. Но статистика показывает: от высоких целей повышается производительность лишь у некоторых сотрудников. У других же завышенная планка амбиций руководства, наоборот, снижает мотивацию, вызывает волнение, стресс, истощение. Поэтому убедитесь, что цели выполнимы для сотрудников.
- Добавить ресурсов для выполнения целей (повысить зарплату, бонусы, пригласить грамотных специалистов, провести обучающий тренинг и т.д.).
- Проверить, на своем ли сотрудник и вы месте. Интересуйтесь у работников, чем бы им хотелось заниматься меньше , а что нравится больше в их работе. Это поможет вовремя обнаружить первые симптомы «ненависти» к нелюбимой работе.
А что, если вы руководитель и вы горите?
Вернемся к Светлане, основателю языковой школы и разберем причины ее выгорания.
Светлана слишком погрузилась в текучку и операционные процессы. За этими проблемами Светлана забыла о высших целях, ради которых она создала свое дело. А ведь выгоревший руководитель — тиран для сотрудников. Он всегда раздражен, срывается и кричит на подчиненных. По данным опросов Hays, давление со стороны руководства входит в ТОП-3 причин стресса на рабочем месте у сотрудников.
Ключевая задача руководителя — перезагрузиться и вернуться в «высокое состояние». Для этого нужно отстраниться от рабочих вопросов.
Вот, что советует сделать при симптомах выгорания Ганна Парамонова, карьерный консультант:
«Было всякое. Поэтому, что я могу сказать по этому поводу:
- важно прожить оба эти состояния:
-
- и состояние эмоционального подъема. Обычно мы его испытываем в момент получения похвалы, материальных вознаграждений, открывающихся перспектив, признания и т. д. Причем это не значит, что вас должен признать Forbes самым классным рекрутером года. Достаточно мужа, который долго не верил в эту затею или подруги, которая всё кудахтала, что вы зря тратите время.
- и состояние апатии, выгорания к той или иной деятельности, потому что именно в момент полного опустошения мы начинаем понимать и принимать то, что для нас действительно важно. В потоке этого не видно.
- действительно переключить сферу (не обязательно в формате профессии), некоторым достаточно освоить новое хобби, практику, вид спорта. Это может быть всё, что угодно. Один раз я ушла из профессии на курсы риторики и ораторского искусства. 2 недели без какого-либо контакта с подбором персонала и всё, я снова в деле. С точки зрения профессии, я пыталась рекрутинг сменить на журналистику))) Думаю об итоге не надо говорить.
- уехать. И этот пункт не про сказочные Бали или Мальдивы, на которые вот уже 5-й год вас обещает отвезти муж. Этот пункт просто про уехать. Выключить ноутбук. Телефон. И на недельку-другую перебраться к бабушке в деревню, к подруге или в другой город. Если финансы позволяют сменить страну – меняйте страну. Фраза: «из каждого путешествия мы возвращаемся другими», — работает, это я вам точно, как посетитель 11 стран, говорю.
- из теоретического: важно понять, что привело к эмоциональному выгоранию. Причем не только факты, типа «Я три месяца не могу закрыть вакансию, значит это не моё», но и цепочка событий, которая привела к этим фактам, например: «Сфера, в которой пытаюсь 3 месяца закрыть эту вакансию, для меня новая и не совсем приятная, поэтому больше в ней работать не буду» или «3 года закрываю менеджеров по продажам, пожалуй, пора переключиться. Попробую искать аккаунтов. Профиль тот же, а психотип другой!»
А из практического: «забейте болт» и отпустите на время ситуацию. Вот увидите, не пройдет и недели, и начнется новый этап восхода к Олимпу. Наверное, самое классное, чему я научилась за годы — это «принимать себя» в низшей точки активности. Не ругать. Не критиковать. Не пытаться загнать в какие-то рамки и стандарты (все работают и ты должна). Я всегда точно знаю, что за любым эмоциональным спадом идет не менее грандиозный подъем, и успокаиваюсь».
«Слезать с мертвой лошади» или спасать выгорающего сотрудника?
«Раньше, если руководитель видел, что эффективность сотрудника снижается, с ним не церемонились. Если после 2-3 бесед ничего не менялось, меняли сотрудника, и выгоревший работник разбирался с причинами и последствиями выгорания самостоятельно», — рассказывает карьерный консультант Наталья Черкасова.
Мнение о пользе «свежей крови» довольно распространено:
Тем не менее, карьерные специалисты крупных компаний сегодня придерживаются другого мнения. Например, Виктория Михмель, руководитель рекрутингового агентства VM-Group, считает: «Если сотрудник уже обучен и давал нужный результат, конечно, выгодно его восстанавливать».
В России есть возможность подключения сотрудника к специальным онлайн-сервисам. Там выгоревшие работники могут получить консультацию психолога совершенно анонимно и за счет компании.
Помимо этого, в крупных холдинговых компаниях выстроена система ротации. Если человек выгорает на одном месте, у него есть возможность корректно, соблюдая определенные условия, переместиться в другое подразделение.
Как решают проблему выгорания в крупных компаниях России
В крупных российских компаниях существуют разнообразные программы поддержки персонала
- В Mail.Ru Group сотрудники участвуют в образовательных программах, обучают других и участвуют в тренингах.
- В L’Oreal Russia слушают пожелания работников и дают им больше выходных, делают гибкий график
- В холдинге «Сибур» персонал обучают специальным физическим упражнениям, помогающими справиться со стрессом.
- В «Яндексе» выгоревшему сотруднику помогают перевестись на другое место работы, используют систему ротации
- В «МегаФоне» с работниками взаимодействует психолог.
Предлагаем посмотреть видео с обзором типичных рабочих ситуаций, провоцирующих развитие выгорания. Там же есть и методы борьбы с ними.
Видео снято для журнала «Коммерческий директор». Хотя оно посвящено эмоциональному выгоранию сотрудников отдела продаж, в описанных ситуациях себя может узнать любая компания.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Будем рады вашим комментариям!