Назад

Профессиональное выгорание. Обезвредить

Дата публикации: 18 ноября 2019
Профессиональное выгорание. Обезвредить

Часть 2

В мае 2019 года ВОЗ включил «Синдром эмоционального выгорания» в Международный классификатор болезней. Это значит, что с 2022 года с диагнозом «синдром хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться» можно будет уходить на больничный. Чтобы не терять ценных сотрудников, крупные компании России уже научились снижать симптомы выгорания. Давайте поучимся у них гасить «ненависть» к любимой работе.

А оно того стоило?

Стартапер Светлана развивает свою школу языков. Она уже нашла помещение, первых клиентов и сотрудников. Для достижения успеха своего детища Светлана работает без выходных и отпусков, она буквально горит новыми идеями.

Но затем:

  • инвесторы отказались поддерживать проект (неудача)
  • партнер решил уйти в другой бизнес (конфликт)
  • прибыли хватило только на зарплату сотрудников, а себе не осталось (несправедливость)
  • просчиталась с суммой платежей и появился долг (ошибки и косяки).

После череды таких событий, работая в режиме 24/7 с постоянными форс-мажорами, Светлана выгорела. Еще вчера она говорила и думала только о своем деле, а сегодня и слышать о нем не хочет.

«Сижу и думаю — а стоило ли оно того? Ради чего нужно продолжать?»

Причины и ситуации, провоцирующие профессиональное выгорание

Психологи говорят, что найти точку начала выгорания очень тяжело. Это состояние прогрессирует. Вначале ты чувствуешь странное равнодушие к окружающей жизни. Постепенно эмоциональное истощение накапливается и становится очевидно уже и окружающим.

«Если не менять ничего в работе, это может привести к депрессии, нервному срыву, алкогольной зависимости и даже попытке самоубийства», — комментирует социальный психолог, профессор Колумбийского университета Светлана Комиссарук.

Также Светлана Комиссарук считает, что борьба с последствиями — неверный путь. Нужно искать причину тяжелого эмоционального истощения и устранять ее. 3 главных подводных камня целеустремленного человека — переработки, стрессы и комплекс отличника. Именно они ведут к появлению выгорания в профессии.

Исследователи из Йельского университета сделали вывод, что вовлеченные, трудолюбивые сотрудники быстрее выгорают на работе. То есть в первую очередь, по причине эмоционального истощения компании рискуют потерять самых ответственных и старательных сотрудников.

Устраняем причины выгорания у сотрудников


1

Убираем переработки

Мы уже выяснили в прошлой статье, что в российских компаниях периодически трудятся сверхурочно 87% работников. Переработки — первая причина, вызывающая физическое и умственное истощение у работников.

Ненормированный рабочий день провоцирует не только психологическую опустошенность. В Японии, где офисные работники трудятся иногда по 50 и более часов в неделю, набирает обороты устрашающее социальное явление — смерть от переработки (кароси). В 2015 году было за год в Японии было зафиксировано 2310 случаев сообщений о Кароси. Подобное явление встречается в других развивающихся странах: Индии, Южной Корее, Тайване, Китае.

Чтобы вернуть баланс рабочего времени для сотрудника, необходимо:

  • следить за графиком отпусков
  • дать возможность отключиться от рабочих задач. Не отправлять электронных писем по работе после окончания рабочего дня, не нагружать работой в выходные и отпуски
  • восстановить равноправие обязанностей. Высококвалифицированные сотрудники часто бывают перегружены работой. По данным рекрутингового агенства Hays, больше 40% специалистов демотивирует такое отсутствие четкого круга обязанностей
  • делать регулярные обеденные перерывы и короткие перерывы в течение рабочего дня.


2

Снижаем уровень стресса

Одна из 3-х важнейших причин профессионального выгорания — повышенный уровень стресса. Чтобы предупредить и снизить риск синдрома эмоционального истощения, нужно, во-первых, снизить по возможности уровень стресса, а во-вторых, научиться с ним сосуществовать.

Каким образом?

  • создать комфортное рабочее место
  • оборудовать комнату отдыха на работе
  • организовать хобби и развлечения после работы (спорт, йога, танцы, абонемент в спортзал)
  • поддерживать дружелюбную атмосферу внутри коллектива и с начальством
  • пригласить психолога. Он поможет выявить истинные склонности и способности человека, помочь выстроить свой карьерный путь
  • сделать в кабинете ремонт (перекрасить стены, поменять местами столы и шкафы)
  • учиться справляться со стрессом. Стресс никуда не денется и нужно научиться перезагружаться. Это могут быть релакс-процедуры, медитации, дыхательные упражнения и т.д.

Снижаем уровень стресса

3

Боремся с перфекционизмом и комплексом отличника

Социальный психолог Светлана Комиссарук подчеркивает, чем для вас важнее не допустить ошибку, тем сильнее вы подвержены выгоранию.

Как с этим справиться:

  • Убедиться, что цели реалистичны. Существует мнение, что высокие и амбициозные цели должны подстегивать мотивацию. Но статистика показывает: от высоких целей повышается производительность лишь у некоторых сотрудников. У других же завышенная планка амбиций руководства, наоборот, снижает мотивацию, вызывает волнение, стресс, истощение. Поэтому убедитесь, что цели выполнимы для сотрудников.
  • Добавить ресурсов для выполнения целей (повысить зарплату, бонусы, пригласить грамотных специалистов, провести обучающий тренинг и т.д.).
  • Проверить, на своем ли сотрудник и вы месте. Интересуйтесь у работников, чем бы им хотелось заниматься меньше , а что нравится больше в их работе. Это поможет вовремя обнаружить первые симптомы «ненависти» к нелюбимой работе.

А что, если вы руководитель и вы горите?

Вернемся к Светлане, основателю языковой школы и разберем причины ее выгорания.

Светлана слишком погрузилась в текучку и операционные процессы. За этими проблемами Светлана забыла о высших целях, ради которых она создала свое дело. А ведь выгоревший руководитель — тиран для сотрудников. Он всегда раздражен, срывается и кричит на подчиненных. По данным опросов Hays, давление со стороны руководства входит в ТОП-3 причин стресса на рабочем месте у сотрудников.

Ключевая задача руководителя — перезагрузиться и вернуться в «высокое состояние». Для этого нужно отстраниться от рабочих вопросов.

Вот, что советует сделать при симптомах выгорания Ганна Парамонова, карьерный консультант:

«Было всякое. Поэтому, что я могу сказать по этому поводу:

  • важно прожить оба эти состояния:
    • и состояние эмоционального подъема. Обычно мы его испытываем в момент получения похвалы, материальных вознаграждений, открывающихся перспектив, признания и т. д. Причем это не значит, что вас должен признать Forbes самым классным рекрутером года. Достаточно мужа, который долго не верил в эту затею или подруги, которая всё кудахтала, что вы зря тратите время.
    • и состояние апатии, выгорания к той или иной деятельности, потому что именно в момент полного опустошения мы начинаем понимать и принимать то, что для нас действительно важно. В потоке этого не видно.
  • действительно переключить сферу (не обязательно в формате профессии), некоторым достаточно освоить новое хобби, практику, вид спорта. Это может быть всё, что угодно. Один раз я ушла из профессии на курсы риторики и ораторского искусства. 2 недели без какого-либо контакта с подбором персонала и всё, я снова в деле. С точки зрения профессии, я пыталась рекрутинг сменить на журналистику))) Думаю об итоге не надо говорить.
  • уехать. И этот пункт не про сказочные Бали или Мальдивы, на которые вот уже 5-й год вас обещает отвезти муж. Этот пункт просто про уехать. Выключить ноутбук. Телефон. И на недельку-другую перебраться к бабушке в деревню, к подруге или в другой город. Если финансы позволяют сменить страну – меняйте страну. Фраза: «из каждого путешествия мы возвращаемся другими», — работает, это я вам точно, как посетитель 11 стран, говорю.
  • из теоретического: важно понять, что привело к эмоциональному выгоранию. Причем не только факты, типа «Я три месяца не могу закрыть вакансию, значит это не моё», но и цепочка событий, которая привела к этим фактам, например: «Сфера, в которой пытаюсь 3 месяца закрыть эту вакансию, для меня новая и не совсем приятная, поэтому больше в ней работать не буду» или «3 года закрываю менеджеров по продажам, пожалуй, пора переключиться. Попробую искать аккаунтов. Профиль тот же, а психотип другой!»

А из практического: «забейте болт» и отпустите на время ситуацию. Вот увидите, не пройдет и недели, и начнется новый этап восхода к Олимпу. Наверное, самое классное, чему я научилась за годы — это «принимать себя» в низшей точки активности. Не ругать. Не критиковать. Не пытаться загнать в какие-то рамки и стандарты (все работают и ты должна). Я всегда точно знаю, что за любым эмоциональным спадом идет не менее грандиозный подъем, и успокаиваюсь».

«Слезать с мертвой лошади» или спасать выгорающего сотрудника?

«Раньше, если руководитель видел, что эффективность сотрудника снижается, с ним не церемонились. Если после 2-3 бесед ничего не менялось, меняли сотрудника, и выгоревший работник разбирался с причинами и последствиями выгорания самостоятельно», — рассказывает карьерный консультант Наталья Черкасова.

Мнение о пользе «свежей крови» довольно распространено:

Мнение о пользе «свежей крови» довольно распространено

Тем не менее, карьерные специалисты крупных компаний сегодня придерживаются другого мнения. Например, Виктория Михмель, руководитель рекрутингового агентства VM-Group, считает: «Если сотрудник уже обучен и давал нужный результат, конечно, выгодно его восстанавливать».

В России есть возможность подключения сотрудника к специальным онлайн-сервисам. Там выгоревшие работники могут получить консультацию психолога совершенно анонимно и за счет компании.

Помимо этого, в крупных холдинговых компаниях выстроена система ротации. Если человек выгорает на одном месте, у него есть возможность корректно, соблюдая определенные условия, переместиться в другое подразделение.

Как решают проблему выгорания в крупных компаниях России

В крупных российских компаниях существуют разнообразные программы поддержки персонала

  • В Mail.Ru Group сотрудники участвуют в образовательных программах, обучают других и участвуют в тренингах.
  • В L’Oreal Russia слушают пожелания работников и дают им больше выходных, делают гибкий график
  • В холдинге «Сибур» персонал обучают специальным физическим упражнениям, помогающими справиться со стрессом.
  • В «Яндексе» выгоревшему сотруднику помогают перевестись на другое место работы, используют систему ротации
  • В «МегаФоне» с работниками взаимодействует психолог.

Предлагаем посмотреть видео с обзором типичных рабочих ситуаций, провоцирующих развитие выгорания. Там же есть и методы борьбы с ними.

Видео снято для журнала «Коммерческий директор». Хотя оно посвящено эмоциональному выгоранию сотрудников отдела продаж, в описанных ситуациях себя может узнать любая компания.



Светлана Бобринская

Автор: Светлана Бобринская

Копирайтер, пишет информационные и продающие тексты для бизнеса



Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Будем рады вашим комментариям!

Нужна помощь консультанта?
Лого ES мини

EFSOL

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.