+7 495 230 03 03 8 800 222 50 03

Практика проведения оценки «360 градусов» в отделе продаж

Дата публикации: 24 апреля 2013
Практика проведения оценки «360 градусов» в отделе продаж

Вопрос оценки персонала и формирования эффективного коллектива актуален для растущих организаций. Один из популярных методов – это оценка 360 градусов. Проведение данной процедуры может занимать большое количество времени как на подготовку оценки, так и на обработку полученных данных. Мы решили опровергнуть данное утверждение и провести оценку 360 градусов в нашем отделе продаж.

Наши ожидания и цели:

  • Опробовать инструмент для проведения оценки «в бою»;
  • Провести и описать всю процедуру 360 градусов;
  • Дать сотрудникам понимание текущей позиции в коллективе;
  • Сформировать индивидуальные планы развития.

Подготовка к тестированию

Для проведения оперативного тестирования мы выбрали специализированную hrm-программу 1С:Оценка персонала, которая позволила в кратчайшие сроки провести тест.

Выбор опытной группы

Испытать инструмент управления персоналом мы решили на сотрудниках отдела продаж нашей компании. Они продвигают и продают этот продукт, поэтому вовлечение в процесс для них было очень актуально. Как можно продавать что-либо, если вы этого не пробовали…

Составление списка компетенций

Немного теории: методом 360 градусов называют метод оценки персонала по компетенциям, во время проведения которого сотрудник оценивается самим собой, своими коллегами, руководством, подчиненными и в некоторых случаях клиентами.

Из списка предложенных компетенций мы выбрали те, которые считаем самыми ключевыми для сотрудников отдела продаж. А именно:

  • Работоспособность;
  • Умение планировать работу;
  • Коммуникабельность;
  • Способность понять суть дела;
  • Соблюдение дисциплины и порядка;
  • Умение воспринимать критику;
  • Вежливость и тактичность;
  • Помощь товарищам по работе.


Подготовка системы

Наши специалисты провели предварительную подготовку системы для тестирования. Сформировали необходимый тест-опросник, внесли списки тестируемых сотрудников, настроили очередность для списка оцениваемых и оценивающих. Были проверены права и доступы для исключения ситуации персонализации поставленных оценок. Нам важно было получить достоверные оценки, поэтому все сотрудники знали, что оцениваемому не будет известно кто конкретно поставил ему низкий балл. Кроме этого, мы поставили временное ограничение (не более 10-ти минут) на прохождение теста, чтобы данные были правдивы и пользователь не задумывался на длительное время. Ответ, который сразу приходит в голову зачастую самый верный и правдивый.

 пример по 360 оценке


Рисунок 1 – Процесс проведения оцени персонала

Проведение тестирования и анализ результатов

Тестирование проходило на рабочих местах сотрудников, что позволило провести его с минимальными трудозатратами на организацию теста. Пользователям необходимо было только открыть программу ввести свой логин (в данном случае Ф.И.О.) и пароль.

Как оказалось, времени выделенного на тестирование оказалось более чем достаточно. Вопросы в тестах были понятными, а варианты ответов лаконичными. После прохождения всех тестов программой были сформированы отчеты и разосланы всем респондентам. В отчетах, на предоставленных наглядных графиках, каждый смог увидеть как к нему относятся коллеги, руководство и как на фоне всего этого он относится сам к себе.

отчет оценки 360


Рисунок 2 – Пример общего графика из отчета сотрудника

Каждый показатель отчета расшифрован более подробными графиками и анализируется отдельно.


Индивидуальный план развития

Самым интересным открытием стала последняя глава отчета «Индивидуальный план развития». Этот план представлял собой список наводящих вопросов, не ставящих на проведенном тестировании точку, а давая основательный толчок к саморазвитию сотрудника.

Цель этого раздела – помочь сотруднику сформулировать и записать собственные цели в форме индивидуального плана профессионального развития. План профессионального развития поможет сотрудникам определить наиболее существенные цели и задачи, ориентированные на увеличение продуктивности Вашей работы, особенно в областях, где, по мнению окружающих, проявляются их слабые стороны.

Данный отчет должен дать четкое представление о сильных и слабых сторонах в глазах тех, кто оценивал. Поскольку это были люди, которые постоянно совместно работают, можно не сомневаться в объективности, предоставляемой в отчете информации. Не стоит спорить с их оценками, даже если хочется выразить свое несогласие. Наоборот, следует использовать эту информацию, чтобы повысить свой профессиональный уровень.


Выводы

Программа показала высокую эффективность и результативность, так как тест, который требует больших затрат времени на разработку, проведение, анализ результатов и подготовку отчетов занял суммарно около 4 часов времени. Следует отметить, что внедрение систем управления персоналом на больших предприятиях сэкономит колоссальное количество рабочего времени, так как тестирование не требует присутствия HR-специалиста и проводится на рабочих местах.

Построение коллектива, настоящей команды, трудоемкий процесс. Основной эффект от использования оценки 360 градусов мы только ожидаем, тем не менее мы довольны итогами проведенного тестирования и будем распространять этот опыт на другие подразделения нашей компании.

Нужна помощь консультанта?
Лого ES мини

EFSOL

  • Аноним

    В статье написано «из списка предложенных компетенций», подскажите, что это за список? И какие результаты видны службе персонала, которая проводит оценку 360 градусов по подразделению?

    • Аноним

      Добрый день, Ольга! Для проведения оценки 360 градусов в программе «1С:Оценка персонала» создан перечень из 53 компетенций, разработанных Тахиром Юсуповичем Базаром. Наиболее часто используемые для оценки – умение планировать работу, лидерские способности, исполнительность и дисциплинированность, умение налаживать деловые отношения, работоспособность, соответствие занимаемой должности. Также существует конструктор тестов, с помощью которого Вы сможете создавать дополнительные компетенции и шкалу оценки по ним.
      По итогам оценки 360 градусов по подразделению и в целом службе персонала выводится отчет с такими разделами: список компетенций, по которым оценивались сотрудники и список участвовавших в оценке, результаты по каждой компетенции для сотрудников (рейтинг-баллы), завышение и занижение оценок коллегами, согласованность оценок сотрудников, матричный анализ, комментарии коллег сотрудника, критичность и сходство оценок сотрудника, а также заключительная часть для подготовки индивидуального плана развития.

      Вы можете заказать демонстрацию решения и наглядно ознакомиться с практикой проведения оценки 360 градусов.

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.