Быть защищённым от налоговых рисков чрезвычайно важно, особенно если заключается крупная сделка, либо предстоит прохождение налоговой проверки.
Любое предприятие находится под контролем государства, и это часто приводит к появлению налоговых претензий. Налоговые споры стали неотъемлемой и неотвратимой частью деятельности многих российских организаций. Каждому руководителю знакомо чувство тревоги и определенной неуверенности при приближении налоговой проверки. Управление налоговыми рисками бизнеса
Оценку фискальных/налоговых рисков лучше проводить формализованным методом.
Данный метод позволит сделать сравнительный анализ изменения степени рисков после проведения мер по их минимизации. Для оценки рисков, прежде всего, необходимо выбрать основные критерии, из которых будет складываться итоговая оценка. Пример одного из критериев:
Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Органы ФНС России рекомендуют налогоплательщикам, у которых риски высоки, и желающим их снизить: исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
Но с другой стороны, сомнительную операцию, иными словами сделку с проблемным партнером не обязательно исключать из расходов предприятия. Необоснованность налоговой выгоды может быть установлена, только если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности при выборе контрагента, т.е. ей не могло быть не известно о нарушениях партнера. Поэтому предприятию важно показать, что оно выполняло все требования налогового законодательства при заключении сделки.
1. Документации:
- оформлять все документы на поставку (работы, услуги) согласно букве закона (все реквизиты контрагента должны быть заполнены); подписывая бумаги, избегать факсимиле;
- подтверждать доставку грузов товарно-транспортными накладными (несмотря на то, что при учете торговых операций наличие накладных законодательством не предусмотрено (определения ВАС от 23 октября 2008 г. № 13167/08, от 28 мая 2008 г. № 6700/08)).
2. Данным контрагента:
- проверять гос регистрацию контрагента в ЕГРЮЛ;
- подтверждать личные контакты с партнером (оформить протоколы встреч, распечатки телефонных переговоров и т. д.);
- проверять полномочия доверенных лиц поставщика;
- проверять руководителя контрагента на наличие дисквалификации
- проверять лицензируемые виды деятельности.
3. Расходам – подтверждать их хозяйственную необходимость наличием, служебных записок, приказов директора и т.д.
4. Ценообразованию – обосновывать правомерность данными мониторинга рынка: распечатками из Интернета, информацией из СМИ, копиями счетов других организаций.
Практика показывает что, как правило, риск дешевле предотвратить, чем впоследствии возмещать нанесенный им ущерб. В результате своевременного проведения аналитической работы, налогоплательщик получает два больших плюса:
- с одной стороны поможет определить стиль общения с налоговой;
- с другой стороны работа с критериями дает возможность углубленно заняться налоговым планированием, заранее предвидя реакцию налоговых органов.