+7 495 230 03 03 8 800 222 50 03

Налоговый контроль – особая форма доверия

Дата публикации: 25 июня 2020
Налоговый контроль – особая форма доверия
Зачем мне читать эту статью? Чем она будет мне полезна?
  • Если Вы не имеете никакого представления о Налоговом мониторинге, или лишь отдаленно слышали о нем, данная статья познакомит Вас с этим понятием.
  • Если Вы являетесь специалистом налогового департамента, которому поручено изучить данный вопрос и составить план подключения к Налоговому мониторингу, статья предоставит готовый план действий для Вас.
  • Если Вы являетесь консалтером большой четверки, прочитав статью и используя изложенные материалы, Вы сможете качественно обсудить план внедрения Налогового мониторинга со своим клиентом, а также сможете обратиться к нам за консультацией, поскольку в статье Вы увидите нашу экспертизу в данном вопросе.
  • Если Вы финансовый директор, статья предоставит Вам возможность взглянуть на данный вопрос шире, а также решить одним проектом не только вопрос Налогового мониторинга, но и другие задачи, где требуется оперативное предоставление информации внешним пользователям.
  • Если Вы IT-директор, прочитав статью, сможете найти для себя рекомендации по выбору платформы и узнаете о подходах к построению Налоговой витрины данных.

Что такое «Налоговый мониторинг»?

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Причинами его появления стали:

  • потребность в упрощении системы налогового контроля;
  • тенденция к активной цифровизации предприятий;
  • стремление государства сделать методы администрирования более современными.

Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе. Из этого следует, что:

  • бумажный документооборот сокращается и переходит в электронный формат;
  • камеральные и выездные проверки заменяются системой налогового мониторинга;
  • сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки;
  • снижается количество проверок, пеней и штрафов (за счет возможности предварительного согласования порядка учета операций);
  • предполагается ускорение решения спорных вопросов и минимизация рисков с помощью мотивированного мнения.

Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по начислению, сбору, и уплате налогов. Налогоплательщик также может запросить мотивированное мнение, если видит возможность рисков, или для того, чтобы избежать неоднозначного толкования законов. Это означает следующее:

  • появляется возможность планирования налогового учета, опираясь на позицию налоговых органов;
  • также появляется возможность «сделать работу над ошибками» – подать уточненные декларации и уплатить доначисленный налог.

В отношении каждого конкретного налогоплательщика согласовывается отдельный регламент доступа налоговых органов к документам и информации.

С момента появления налогового мониторинга в 2016 году процедура подключения к нему все время упрощается, как и снижаются требования к масштабам компаний, подпадающих под критерии этой формы контроля.

Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., представлена на графике ниже.

На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.

Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу

Первая фаза «Обследование и аудит»:

  1. Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров. Это необходимо для того, чтобы заблаговременно определить риски, которые могут возникнут при подключении к мониторингу.
  2. Провести организацию процессов. Это необходимо для распределения зон ответственности и формирования укрупненных схем процессов ведения учета («как есть»).
  3. Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии. Также, в рамках данного шага необходимо провести обзор применяемых способов и используемых сервисов обмена данными между системами ЭДО, налогового и бухгалтерского учета, расчета заработной платы и учета персонала.
  4. Провести налоговый аудит. Это необходимо для диагностика правильности и точности исчисления налогов, а также для оценки общих и отраслевых налоговых рисков и окружения.
  5. Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.
  6. Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля). Это необходимо для оценки процессов выявления и анализа рисков, анализа контрольных процедур и средств контроля.

Вторая фаза «Вступление в мониторинг»:

  1. Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.
  2. Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.
  3. Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг. Унификация и упрощение учета создают условия для прозрачности учетных процедур и однозначного их восприятия.
  4. Выбор способа информационного взаимодействия и формирование Методологических проектных решений для внедрения «витрины данных» или предоставления и настройки «прямого доступа» в свою учетную систему.

Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:

Взаимодействие с ИФНС через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) – этот способ сопровождается большими человеческими трудозатратами, которые будут нужны для ручной подготовки документов в ИФНС. Взаимодействие по ТКС не несет в себе никакой автоматизации и оптимизации, которую предполагает налоговый мониторинг, потому рассматривать его можно лишь как первый этап взаимодействия с ИФНС в рамках налогового мониторинга, пока ведутся технические работы по обеспечению прямого доступа к учетной Системе или разработке «Налоговой витрины данных», но лучше отказаться от него целиком.

Прямой доступ к учетной Системе – этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.

Налоговая витрина данных – позволяет применять единые подходы к предоставлению данных в группе компаний и масштабировать решение; нет избыточности и представляется только информация, необходимая для налогового контроля; позволяет выбрать любую Платформу в качестве основы для разработки интерфейса и АРМов «Налоговой витрины данных», и все ограничения при разработке диктуются исключительно возможностями выбранной Платформы.

Вариант с обеспечением прямого доступа к учетной Системе является гораздо менее гибким, чем «Налоговая витрина данных» и несет в себе много рисков, так как Вы пускаете внешнего пользователя непосредственно в свою учетную систему. Но в то же время этот метод более прост в реализации. Скорее всего Вам удастся его реализовать силами внутренней ИТ-службы и Службы безопасности предприятия. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим именно второй вариант реализации информационного взаимодействия с ИФНС – внедрение «Налоговой витрины данных».

Третья фаза «Автоматизация информационного взаимодействия на основе Налоговой витрины данных»:

  1. Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.
  2. Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.
  3. Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.
  4. Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.
  5. Логирование действий внешнего пользователя.

Что из себя представляет «Налоговая витрина данных» и зачем она нужна? Какие готовые решения уже есть?

Налоговая витрина данных – единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС.

Основная задача «Налоговой витрины данных» – позволить налоговым инспекторам контролировать деятельность компании онлайн, вплоть до анализа конкретных проводок и первичных документов, что, в свою очередь, существенно сокращает документооборот и отменяет необходимость проведения выездных и камеральных проверок ФНС.

С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:

  • оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;
  • предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;
  • масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;
  • снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;
  • формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;
  • произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;
  • реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;
  • оперативный поиск необходимых документов и показателей, используя инструменты «умного» поиска​;
  • гарантия точной, целостной и прозрачной информации;
  • реализация функциональной настройки прав доступа.
Данные информационной базы, к которым получает доступ налоговый инспектор:
  • налоговая и бухгалтерская отчетность;
  • учетные документы;
  • сканы первичных документов;
  • аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;
  • контрольные отчеты.

Получение данного доступа делает проверку правильности ведения бухгалтерского и налогового учета в разы проще.

На сегодняшний день уже есть несколько готовых программных решений «Налоговой витрины данных» от лидеров разработки программного обеспечения по автоматизации бизнеса на российском рынке:

  • «1С:Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С:Управление холдингом. ERP» и «1С:Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С.
  • «Central Finance (CFIN)», «Advanced Compliance Reporting (ACR)» и «Tax Compliance» от компании SAP.
  • «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.

Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:

удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам

удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа: Декларация → Сводные регистры налогового учета → Аналитические регистры налогового учета → Регистры бухгалтерского учета → Реестр проводок → Карточка проводки → Первичные учетные документы;

доступ к документам СВК

доступ к документам СВК;

поиск и запрос первичных учетных документов

поиск и запрос первичных учетных документов;

информационное взаимодействие, коммуникации

информационное взаимодействие, коммуникации.

Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система. В зависимости от того, с каким из представленных решений платформа вашей учетной системы проще интегрируется, то решение и стоит рассматривать в первую очередь.

Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»

Подготовка к внедрению «Налоговой витрины данных» сопровождается большим количеством вопросов. Что выбрать – внедрение типового решения или разработку индивидуального решения под свою учетную Систему (проектный подход)? Какие существующие решения есть на рынке? Чем они отличаются друг от друга? Какие у них преимущества и недостатки? Постараемся ответить на некоторые вопросы.

Базовая функциональность решения «1С:Налоговый мониторинг»

источник: https://v8.1c.ru/1c-nalogovyy-monitoring-bukhgalteriya-korp-msfo

  • АРМ налогового инспектора;
  • раскрытие налоговых показателей;
  • расшифровка налоговых деклараций до документа;
  • сканы первичных документов и ЭДО;
  • публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;
  • чек-лист закрытия периода;
  • контрольные соотношения деклараций;
  • сравнение первичной и уточненных деклараций;
  • проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;
  • запросная система;
  • отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.
Преимущества
  • практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, – доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.
Недостатки
  • не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.

Данная функциональность для автоматизации налогового мониторинга включена в конфигурации «Управление холдингом» и «ERP. Управление холдингом».

Базовая функциональность решения от компании SAP

источник https://assets.dm.ux.sap.com/by-forum-minsk/pdfs/9_pwc_minsk.pdf

  • раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;
  • встроенный контроль полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;
  • ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;
  • удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;
  • передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);
  • раскрытие структуры системы внутреннего контроля;
  • раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;
  • раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;
  • возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;
  • возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);
  • интеграция с оператором электронного документооборота;
  • возможность отслеживать действия инспектора.

Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS

источник http://planetaibs.ru/nalogi/?tab=nalogoviy-monitoring

  • формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;
  • ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;
  • наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;
  • обеспечение целостности данных и контроль изменений;
  • поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.

Индивидуальное решение (проектный подход)

Разумеется, индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений. Из недостатков в первую очередь необходимо назвать сроки: индивидуальная разработка и внедрение требуют большего времени, чем внедрение уже существующего решения. Однако индивидуальная разработка имеет и большое преимущество. Если посмотреть на «Налоговую витрину данных» под более широким углом, то станет ясно, что инспектор ФНС – это не единственный внешний пользователь, который нуждается в удобном и понятном интерфейсе с доступом к определенным данным вашей учетной системы. Очень часто возникает необходимость предоставить доступ аудиторам, банкам, учредителям и т.д. И такая возможность, с учетом специфики каждой из перечисленных потребностей, может быть заложена при разработке индивидуального решения.

Прогнозы развития «налогового мониторинга»

Сегодня налоговый мониторинг – один из приоритетных проектов, развиваемых ФНС. Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. Это ведет к снижению требований не только к компаниям, подпадающим под критерии налогового мониторинга, но и к упрощению самой процедуры. А уже в феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

  • еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
  • к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
  • к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
  • увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

Становится очевидным, что постепенно большая часть компаний-налогоплательщиков перейдет именно к налоговому мониторингу как к форме налогового контроля. А самое главное, что от этого выигрывает каждый.

По официальной статистике ФНС после подключения к налоговому мониторингу бизнес получает следующие выгоды:

на 30% сокращаются трудозатраты на проведение проверок
на 30%
сокращаются трудозатраты на проведение проверок
на 93% снижается сумма начисленных пеней
на 93%
снижается сумма начисленных пеней
на 9% снижается среднее количество уточненных налоговых деклараций
на 9%
снижается среднее количество уточненных налоговых деклараций
на 54% сокращается количество требований о предоставлении пояснений и документов
на 54%
сокращается количество требований о предоставлении пояснений и документов
на 77% уменьшается среднее количество документов представленных по требованию ФНС
на 77%
уменьшается среднее количество документов представленных по требованию ФНС

Наш совет – рассматривайте налоговый мониторинг шире, чем просто взаимодействие с органами фискального контроля. Существует стереотип, что это инструмент тотального контроля и слежки, но это совсем не так. Практика показала, что Витрина данных способствует значительной экономии времени, а также поможет Вам быть более открытыми при взаимодействии с инвесторами, акционерами, аудиторами, банками и прочими партнерами. Пора трансформировать мышление и быть открытыми. В современном мире впереди будут те, кто понятен и вызывает доверие. Витрина данных – это уникальная возможность показать свой бизнес с наилучшей стороны!

Лого ES мини

EFSOL

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.