Зачем мне читать эту статью? Чем она будет мне полезна?
- Если Вы не имеете никакого представления о Налоговом мониторинге, или лишь отдаленно слышали о нем, данная статья познакомит Вас с этим понятием.
- Если Вы являетесь специалистом налогового департамента, которому поручено изучить данный вопрос и составить план подключения к Налоговому мониторингу, статья предоставит готовый план действий для Вас.
- Если Вы являетесь консалтером большой четверки, прочитав статью и используя изложенные материалы, Вы сможете качественно обсудить план внедрения Налогового мониторинга со своим клиентом, а также сможете обратиться к нам за консультацией, поскольку в статье Вы увидите нашу экспертизу в данном вопросе.
- Если Вы финансовый директор, статья предоставит Вам возможность взглянуть на данный вопрос шире, а также решить одним проектом не только вопрос Налогового мониторинга, но и другие задачи, где требуется оперативное предоставление информации внешним пользователям.
- Если Вы IT-директор, прочитав статью, сможете найти для себя рекомендации по выбору платформы и узнаете о подходах к построению Налоговой витрины данных.
Что такое «Налоговый мониторинг»?
Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Причинами его появления стали:
- потребность в упрощении системы налогового контроля;
- тенденция к активной цифровизации предприятий;
- стремление государства сделать методы администрирования более современными.
Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе. Из этого следует, что:
- бумажный документооборот сокращается и переходит в электронный формат;
- камеральные и выездные проверки заменяются системой налогового мониторинга;
- сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки;
- снижается количество проверок, пеней и штрафов (за счет возможности предварительного согласования порядка учета операций);
- предполагается ускорение решения спорных вопросов и минимизация рисков с помощью мотивированного мнения.
Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по начислению, сбору, и уплате налогов. Налогоплательщик также может запросить мотивированное мнение, если видит возможность рисков, или для того, чтобы избежать неоднозначного толкования законов. Это означает следующее:
- появляется возможность планирования налогового учета, опираясь на позицию налоговых органов;
- также появляется возможность «сделать работу над ошибками» – подать уточненные декларации и уплатить доначисленный налог.
В отношении каждого конкретного налогоплательщика согласовывается отдельный регламент доступа налоговых органов к документам и информации.
С момента появления налогового мониторинга в 2016 году процедура подключения к нему все время упрощается, как и снижаются требования к масштабам компаний, подпадающих под критерии этой формы контроля.
Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., представлена на графике ниже.
На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.
Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу
Первая фаза «Обследование и аудит»:
- Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров. Это необходимо для того, чтобы заблаговременно определить риски, которые могут возникнут при подключении к мониторингу.
- Провести организацию процессов. Это необходимо для распределения зон ответственности и формирования укрупненных схем процессов ведения учета («как есть»).
- Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии. Также, в рамках данного шага необходимо провести обзор применяемых способов и используемых сервисов обмена данными между системами ЭДО, налогового и бухгалтерского учета, расчета заработной платы и учета персонала.
- Провести налоговый аудит. Это необходимо для диагностика правильности и точности исчисления налогов, а также для оценки общих и отраслевых налоговых рисков и окружения.
- Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.
- Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля). Это необходимо для оценки процессов выявления и анализа рисков, анализа контрольных процедур и средств контроля.
Вторая фаза «Вступление в мониторинг»:
- Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.
- Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.
- Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг. Унификация и упрощение учета создают условия для прозрачности учетных процедур и однозначного их восприятия.
- Выбор способа информационного взаимодействия и формирование Методологических проектных решений для внедрения «витрины данных» или предоставления и настройки «прямого доступа» в свою учетную систему.
Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:
Взаимодействие с ИФНС через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) – этот способ сопровождается большими человеческими трудозатратами, которые будут нужны для ручной подготовки документов в ИФНС. Взаимодействие по ТКС не несет в себе никакой автоматизации и оптимизации, которую предполагает налоговый мониторинг, потому рассматривать его можно лишь как первый этап взаимодействия с ИФНС в рамках налогового мониторинга, пока ведутся технические работы по обеспечению прямого доступа к учетной Системе или разработке «Налоговой витрины данных», но лучше отказаться от него целиком.
Прямой доступ к учетной Системе – этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.
Налоговая витрина данных – позволяет применять единые подходы к предоставлению данных в группе компаний и масштабировать решение; нет избыточности и представляется только информация, необходимая для налогового контроля; позволяет выбрать любую Платформу в качестве основы для разработки интерфейса и АРМов «Налоговой витрины данных», и все ограничения при разработке диктуются исключительно возможностями выбранной Платформы.
Вариант с обеспечением прямого доступа к учетной Системе является гораздо менее гибким, чем «Налоговая витрина данных» и несет в себе много рисков, так как Вы пускаете внешнего пользователя непосредственно в свою учетную систему. Но в то же время этот метод более прост в реализации. Скорее всего Вам удастся его реализовать силами внутренней ИТ-службы и Службы безопасности предприятия. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим именно второй вариант реализации информационного взаимодействия с ИФНС – внедрение «Налоговой витрины данных».
Третья фаза «Автоматизация информационного взаимодействия на основе Налоговой витрины данных»:
- Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.
- Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.
- Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.
- Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.
- Логирование действий внешнего пользователя.
Что из себя представляет «Налоговая витрина данных» и зачем она нужна? Какие готовые решения уже есть?
Основная задача «Налоговой витрины данных» – позволить налоговым инспекторам контролировать деятельность компании онлайн, вплоть до анализа конкретных проводок и первичных документов, что, в свою очередь, существенно сокращает документооборот и отменяет необходимость проведения выездных и камеральных проверок ФНС.
С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:
- оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;
- предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;
- масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;
- снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;
- формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;
- произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;
- реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;
- оперативный поиск необходимых документов и показателей, используя инструменты «умного» поиска;
- гарантия точной, целостной и прозрачной информации;
- реализация функциональной настройки прав доступа.
- налоговая и бухгалтерская отчетность;
- учетные документы;
- сканы первичных документов;
- аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;
- контрольные отчеты.
Получение данного доступа делает проверку правильности ведения бухгалтерского и налогового учета в разы проще.
На сегодняшний день уже есть несколько готовых программных решений «Налоговой витрины данных» от лидеров разработки программного обеспечения по автоматизации бизнеса на российском рынке:
- «1С:Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С:Управление холдингом. ERP» и «1С:Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С.
- «Central Finance (CFIN)», «Advanced Compliance Reporting (ACR)» и «Tax Compliance» от компании SAP.
- «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.
Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:
удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа: Декларация → Сводные регистры налогового учета → Аналитические регистры налогового учета → Регистры бухгалтерского учета → Реестр проводок → Карточка проводки → Первичные учетные документы;
доступ к документам СВК;
поиск и запрос первичных учетных документов;
информационное взаимодействие, коммуникации.
Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система. В зависимости от того, с каким из представленных решений платформа вашей учетной системы проще интегрируется, то решение и стоит рассматривать в первую очередь.
Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»
Подготовка к внедрению «Налоговой витрины данных» сопровождается большим количеством вопросов. Что выбрать – внедрение типового решения или разработку индивидуального решения под свою учетную Систему (проектный подход)? Какие существующие решения есть на рынке? Чем они отличаются друг от друга? Какие у них преимущества и недостатки? Постараемся ответить на некоторые вопросы.
Базовая функциональность решения «1С:Налоговый мониторинг»
источник: https://v8.1c.ru/1c-nalogovyy-monitoring-bukhgalteriya-korp-msfo
- АРМ налогового инспектора;
- раскрытие налоговых показателей;
- расшифровка налоговых деклараций до документа;
- сканы первичных документов и ЭДО;
- публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;
- чек-лист закрытия периода;
- контрольные соотношения деклараций;
- сравнение первичной и уточненных деклараций;
- проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;
- запросная система;
- отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.
- практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, – доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.
- не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.
Данная функциональность для автоматизации налогового мониторинга включена в конфигурации «Управление холдингом» и «ERP. Управление холдингом».
Базовая функциональность решения от компании SAP
источник https://assets.dm.ux.sap.com/by-forum-minsk/pdfs/9_pwc_minsk.pdf
- раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;
- встроенный контроль полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;
- ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;
- удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;
- передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);
- раскрытие структуры системы внутреннего контроля;
- раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;
- раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;
- возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;
- возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);
- интеграция с оператором электронного документооборота;
- возможность отслеживать действия инспектора.
Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS
источник http://planetaibs.ru/nalogi/?tab=nalogoviy-monitoring
- формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;
- ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;
- наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;
- обеспечение целостности данных и контроль изменений;
- поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.
Индивидуальное решение (проектный подход)
Разумеется, индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений. Из недостатков в первую очередь необходимо назвать сроки: индивидуальная разработка и внедрение требуют большего времени, чем внедрение уже существующего решения. Однако индивидуальная разработка имеет и большое преимущество. Если посмотреть на «Налоговую витрину данных» под более широким углом, то станет ясно, что инспектор ФНС – это не единственный внешний пользователь, который нуждается в удобном и понятном интерфейсе с доступом к определенным данным вашей учетной системы. Очень часто возникает необходимость предоставить доступ аудиторам, банкам, учредителям и т.д. И такая возможность, с учетом специфики каждой из перечисленных потребностей, может быть заложена при разработке индивидуального решения.
Прогнозы развития «налогового мониторинга»
Сегодня налоговый мониторинг – один из приоритетных проектов, развиваемых ФНС. Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. Это ведет к снижению требований не только к компаниям, подпадающим под критерии налогового мониторинга, но и к упрощению самой процедуры. А уже в феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.
Результатами реализации данной концепции станут:
- еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
- к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
- к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
- увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.
Становится очевидным, что постепенно большая часть компаний-налогоплательщиков перейдет именно к налоговому мониторингу как к форме налогового контроля. А самое главное, что от этого выигрывает каждый.
По официальной статистике ФНС после подключения к налоговому мониторингу бизнес получает следующие выгоды:
Наш совет – рассматривайте налоговый мониторинг шире, чем просто взаимодействие с органами фискального контроля. Существует стереотип, что это инструмент тотального контроля и слежки, но это совсем не так. Практика показала, что Витрина данных способствует значительной экономии времени, а также поможет Вам быть более открытыми при взаимодействии с инвесторами, акционерами, аудиторами, банками и прочими партнерами. Пора трансформировать мышление и быть открытыми. В современном мире впереди будут те, кто понятен и вызывает доверие. Витрина данных – это уникальная возможность показать свой бизнес с наилучшей стороны!