Что подразумевается под “дроблением” бизнеса?
Дробление бизнеса – это схема разделения бизнеса, при которой несколько компаний или ИП фактически имеют одного собственника, но юридически являются отдельными организациями, зачастую с разными директорами и даже учредителями по ЕГРЮЛ.
Вопрос по дроблению бизнеса становится актуальным, когда компания достигает определенных оборотов и собственнику нужно разделить денежные потоки, уменьшить объемы выручки, которая поступает на компанию либо необходимо разделить риски и не хранить активы в одной организации. Законодательство не запрещает иметь несколько компаний и вести предпринимательскую деятельность по каждой из них, но искусственное дробление без реальной деловой цели всегда привлекает внимание налоговых органов.
Искусственное дробление – это создание видимости предпринимательской деятельности нескольких лиц для того, чтобы скрыть реальные объемы деятельности одного налогоплательщика.
Почему вообще стоит беспокоиться о реальности дробления бизнеса
В настоящее время у налоговых органов есть почти неограниченные возможности отследить взаимосвязь между различными компаниями. Если в процессе анализа обнаруживается, что в цепочке компаний только одна компания является реально работающей, а все остальные созданы только для транзита денежных средств и искусственного наращивания расходов, то всей группе компаний грозит доначисление налогов и штрафов.
Более того, в Уголовном кодексе предусмотрена отдельная статья – уклонение от уплаты налогов (ст. 199, лишение свободы на срок до шести лет), к которой могут привлечь собственников бизнеса, если докажут, что они пытались незаконно уменьшить сумму налогов к уплате с помощью фиктивного дробления бизнеса.
В 2019 году проверки налоговой по дроблению бизнеса заняли первое место по всем видам проверок по уплате налогов.
Для налоговой особенно интересны группы компаний, где есть одно юр. лицо на ОСНО, а остальные компании группы – на спецрежимах.
Чтобы снизить риски претензий со стороны налоговой нужно помнить основные правила дробления бизнеса.
Индикаторы реального дробления бизнеса:
- У каждой компании есть деловая цель. К примеру, компания работает на ОСНО и занимается оптовыми продажами. Через некоторое время Вы решаете добавить розничный сектор и открываете магазин. Отгружать товары “физикам” с НДС невыгодно, поэтому под розничный магазин открывается новое ООО либо ИП на “упрощенке”.
- Самостоятельность каждой компании. Проверить данный факт можно очень просто – если из цепочки убрать любую компанию, остальные компании могут безболезненно продолжить свою работу.
- Рыночные условия сделок между каждой компанией Группы. Это значит, что % торговой наценки должен быть примерно одинаковым для всех покупателей организации. Т.е. компания не может продавать себе в убыток либо наоборот продавать по ценам значительно выше рыночных.
В нашей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда собственники сначала преследуют краткосрочные цели – как можно быстрее перевести обороты на новую компанию, снизить налоги и т.п., а потом (обычно через год-два) осознают, что вся схема “сшита белыми нитками” и рушится при первой более-менее глубокой проверке.
Для распознавания подобных ситуаций налоговыми органами были разработаны аналитические таблицы для каждого вида ситуаций, указывающих, по мнению налоговиков, на дробление бизнеса:
https://www.nalog.ru/rn27/news/activities_fts/7606106/.
Наш опыт в этой сфере подсказывает, что при выстраивании схемы ведения бизнеса, необходимо представить себе всю картину целиком, нарисовать ее на “бумаге” и только потом приступать к реализации.
Как выстроить безопасную структуру бизнеса
Для наглядности приведем таблицу с описанием критериев корректной структуры бизнеса
Критерий |
К чему стремиться |
Доп. расходы |
Альтернатива |
Юридический адрес |
Разные юридические адреса по каждой компании |
от 35 000 руб. |
|
Фактический адрес (офис) |
Сотрудники каждого юр. лица находятся в разных помещениях |
от 100 000 руб. (г. Москва) |
Разбить существующий договор аренды на несколько договоров |
Главный бухгалтер и отдел бухгалтерии |
Разные бухгалтера, с которыми будет взаимодействовать налоговая |
от 60 000 руб. |
Можно заключить договор на обслуживание с аутсорсинговой компанией |
IP-адрес, с которого отправляется отчетность |
Отчетность по разным компаниям отправляется с разных IP-адресов |
Если работать с аутсорсинговой компанией, то получится сэкономить на налогах с ФОТ |
|
Офисное оборудование и техника |
Каждая компания имеет на балансе собственную офисную технику и производственные мощности для ведения деятельности |
30 000-40 000 руб. на каждое рабочее место |
Можно оформить договора аренды дорогостоящего оборудования |
Сайт, телефония |
У каждой компании есть свой сайт и номер телефона, при приеме звонков сотрудники представляются от имени той компании, за которой закреплен номер телефона |
от 30 000 руб. на компанию |
|
Генеральный директор |
Разные руководители компаний |
от 50 000 руб. |
|
Торговая наценка и прибыльность |
Компании не убыточные, наценка для сторонних и взаимосвязанных компаний не имеет расхождений |
зависят от компетенции налогового консультанта |
Автоматизированный расчет наценки по всем компаниям группы и ее корректировка до средней |
Банк, интернет-провайдер и прочие обслуживающие организации |
У компаний открыты счета в разных банках, у каждой компании есть договора с обслуживающими компаниями |
увеличение бумажного документооборота |
Подключение к ЭДО |
Сотрудники |
Каждая организация должна быть укомплектована штатом сотрудников. Совместительство недопустимо |
Их не будет, если правильно смоделировать деловые цели каждой компании |
Заключение аутсорсинговых договоров на оказываемые услуги |
Как проверить, что Вы все сделали правильно
Для того, чтобы убедиться, что Вам не грозит доначисление налогов из-за фиктивного дробления бизнеса, предлагаем ответить на следующие вопросы:
- Почему Вы не ведете деятельность в рамках одной организации?
- Почему компании имеют одинаковые юридические и фактические адреса?
- Почему у компаний одинаковые номера телефонов и при звонках по рекламе отвечают одни и те же менеджеры (либо направляются коммерческие предложения в одном стиле на одном фирменном бланке)?
- Почему некоторые компании продают товар себе в убыток и в целом их деятельность нерентабельна более года?
- Почему сотрудники не могут дать четкий ответ, в какой компании они работают и где работают их коллеги в офисе?
- Почему у Ваших компаний одинаковые поставщики и покупатели?
- Назовите сайт компании, в которой Вы работаете?
- Кто является руководителем организации и кому Вы подчиняетесь непосредственно, кто принимает решения в организации?
Если у Вас получились логичные и понятные ответы, будьте уверены, у налоговой также сложится правильная картинка и вам не будут грозить штрафы и доначисления.
Если же есть вопросы, на которые у Вас нет четкого ответа, то рекомендуем пересмотреть структуру бизнеса самостоятельно либо привлечь сторонних специалистов.