+7 495 230 03 03 8 800 222 50 03

Дробление бизнеса. Руководство по реструктуризации бизнеса

Дата публикации: 15 декабря 2020
Дробление бизнеса. Руководство по реструктуризации бизнеса

Что подразумевается под “дроблением” бизнеса?

Дробление бизнеса – это схема разделения бизнеса, при которой несколько компаний или ИП фактически имеют одного собственника, но юридически являются отдельными организациями, зачастую с разными директорами и даже учредителями по ЕГРЮЛ. 

Вопрос по дроблению бизнеса становится актуальным, когда компания достигает определенных оборотов и собственнику нужно разделить денежные потоки, уменьшить объемы выручки, которая поступает  на компанию либо необходимо разделить риски и не хранить активы в одной организации.  Законодательство не запрещает иметь несколько компаний и вести предпринимательскую деятельность по каждой из них, но искусственное дробление без реальной деловой цели всегда привлекает внимание налоговых органов.  

Искусственное дробление – это создание видимости предпринимательской деятельности нескольких лиц для того, чтобы скрыть реальные объемы деятельности одного налогоплательщика.



Почему вообще стоит беспокоиться о реальности дробления бизнеса 

В настоящее время у налоговых органов есть почти  неограниченные возможности  отследить взаимосвязь между различными компаниями. Если в процессе анализа обнаруживается, что в цепочке компаний только одна компания является реально работающей,  а все остальные созданы только для транзита денежных средств и искусственного наращивания расходов, то всей группе компаний грозит доначисление налогов и штрафов. 

Более того, в Уголовном кодексе предусмотрена отдельная статья – уклонение от уплаты налогов (ст. 199, лишение свободы на срок до шести лет), к которой могут привлечь собственников бизнеса, если докажут, что они пытались незаконно уменьшить сумму налогов к уплате с помощью фиктивного дробления бизнеса. 

В 2019 году проверки налоговой по дроблению бизнеса заняли первое место по всем видам проверок по уплате налогов.


Для налоговой особенно интересны группы компаний, где есть одно юр. лицо на ОСНО, а остальные компании группы – на спецрежимах. 

Чтобы снизить риски претензий со стороны налоговой нужно помнить основные правила дробления бизнеса. 

Индикаторы реального дробления бизнеса:

  • У каждой компании есть деловая цель. К примеру, компания работает на ОСНО и занимается оптовыми продажами. Через некоторое время Вы решаете добавить розничный сектор и открываете магазин. Отгружать товары “физикам” с НДС невыгодно, поэтому под розничный магазин открывается новое ООО либо ИП на “упрощенке”.
  • Самостоятельность каждой компании. Проверить данный факт можно очень просто – если из цепочки убрать любую компанию, остальные компании могут безболезненно продолжить свою работу.
  • Рыночные условия сделок между каждой компанией Группы. Это значит, что % торговой наценки должен быть примерно одинаковым для всех покупателей организации. Т.е. компания не может продавать себе в убыток либо наоборот продавать по ценам значительно выше рыночных.

В нашей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда собственники сначала преследуют краткосрочные цели – как можно быстрее перевести обороты на новую компанию, снизить налоги и т.п., а потом (обычно через год-два) осознают, что вся схема “сшита белыми нитками” и рушится при первой более-менее глубокой проверке.

Для распознавания подобных ситуаций налоговыми органами были разработаны аналитические таблицы для каждого вида ситуаций, указывающих, по мнению налоговиков, на дробление бизнеса:

https://www.nalog.ru/rn27/news/activities_fts/7606106/.


Наш опыт в этой сфере подсказывает, что при выстраивании схемы ведения бизнеса, необходимо представить себе всю картину целиком, нарисовать ее на “бумаге” и только потом приступать к реализации. 

Как выстроить безопасную структуру бизнеса


Для наглядности приведем таблицу с описанием критериев корректной структуры бизнеса


Критерий

К чему стремиться

Доп. расходы

Альтернатива

Юридический адрес

Разные юридические адреса по каждой компании

от 35 000 руб. 


Фактический адрес (офис)

Сотрудники каждого юр. лица находятся в разных помещениях

от 100 000 руб. (г. Москва)

Разбить существующий договор аренды на несколько договоров

Главный бухгалтер и отдел бухгалтерии

Разные бухгалтера, с которыми будет взаимодействовать налоговая

от 60 000 руб.

Можно заключить договор на обслуживание с аутсорсинговой компанией

IP-адрес, с которого отправляется отчетность

Отчетность по разным компаниям отправляется с разных IP-адресов

Если работать с аутсорсинговой компанией, то получится сэкономить на налогах с ФОТ


Офисное оборудование и техника

Каждая компания имеет на балансе собственную офисную технику и производственные мощности для ведения деятельности

30 000-40 000 руб. на каждое рабочее место

Можно оформить договора аренды дорогостоящего оборудования

Сайт, телефония

У каждой компании есть свой сайт и номер телефона, при приеме звонков сотрудники представляются от имени той компании, за которой закреплен номер телефона

от 30 000 руб. на компанию


Генеральный директор

Разные руководители компаний

от 50 000 руб. 


Торговая наценка и прибыльность

Компании не убыточные, наценка для сторонних и взаимосвязанных компаний не имеет расхождений 

зависят от компетенции налогового консультанта 

Автоматизированный расчет наценки по всем компаниям группы и ее корректировка  до средней

Банк, интернет-провайдер и прочие обслуживающие организации

У компаний открыты счета в разных банках, у каждой компании есть договора с обслуживающими компаниями

увеличение бумажного документооборота

Подключение к ЭДО

Сотрудники

Каждая организация должна быть укомплектована штатом сотрудников. Совместительство недопустимо

Их не будет, если правильно смоделировать деловые цели каждой компании

Заключение аутсорсинговых договоров на оказываемые услуги


Как проверить, что Вы все сделали правильно

Для того, чтобы убедиться, что Вам не грозит доначисление налогов из-за фиктивного дробления бизнеса, предлагаем ответить на следующие вопросы:

  1. Почему Вы не ведете деятельность в рамках одной организации?
  2. Почему компании имеют одинаковые юридические и фактические адреса?
  3. Почему у компаний одинаковые номера телефонов и при звонках по рекламе отвечают одни и те же менеджеры (либо направляются коммерческие предложения в одном стиле на одном фирменном бланке)?
  4. Почему некоторые компании продают товар себе в убыток и в целом их деятельность нерентабельна более года?
  5. Почему сотрудники не могут дать четкий ответ, в какой компании они работают и где работают их коллеги в офисе?
  6. Почему у Ваших компаний одинаковые поставщики и покупатели?
  7. Назовите сайт компании, в которой Вы работаете?
  8. Кто является руководителем организации и кому Вы подчиняетесь непосредственно, кто принимает решения в организации?

Если у Вас получились логичные и понятные ответы, будьте уверены, у налоговой также сложится правильная картинка и вам не будут грозить штрафы и доначисления. 

Если же есть вопросы, на которые у Вас нет четкого ответа, то рекомендуем пересмотреть структуру бизнеса  самостоятельно либо привлечь сторонних специалистов.



Нужна помощь консультанта?
Лого ES мини

EFSOL

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.