ИТ-мониторинг - это автоматическая система мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия, которая позволяет контролировать параметры всех ИТ-систем в заданных рамках, оперативно устранять и предотвращать сбои в их работе.
Подключение услуги мониторинга IT-систем позволяет решать следующие задачи:
Автоматическое оповещение и выполнение определенных действий в случае обнаружения проблем на ИТ-объектах.
Сбор и хранение данных о различных параметрах ИТ-систем, в том числе с помощью SNMP.
Проактивное реагирование, прогнозирование и недопущение потенциальных сбоев ИТ-систем.
Как работает ИТ-мониторинг: Серверная часть системы представляет собой программное обеспечение, которое отвечает за работу системы в целом. Мониторинг объектов происходит либо напрямую с сервера с помощью внешних проверок, либо на ИТ-объект ставится специальное ПО – агент. В случае установки агента возможности отслеживания значительно расширяются. Все данные, поступившие в систему, хранятся в базе данных и далее обрабатываются.
Для просмотра информации используется панель мониторинга - приложение, на которое в графическом и текстовом виде выводится информация об объектах отслеживания. В случае превышения критических значений срабатывает оповещение ответственных сотрудников.
Благодаря использованию широкого спектра средств мониторинга ИТ-инфраструктуры, сбор данных осуществляется с помощью различных инструментов:
Сбор подробной информации с помощью нативного кроссплатформенного агента. Агент системы ИТ-мониторинга может быть как пассивным (сервер подключается к нему извне и собирает информацию) так и активным (сам отправляет информацию на сервер). Во втором случае не нужно специально открывать порты для организации мониторинга.
Сбор данных с оборудования с помощью протоколов SNMP, IPMI, JMX.
Безагентный мониторинг - внешние проверки доступности сервисов по любым TCP и UDP портам, а также ICMP.
Мониторинг информационных систем поддерживает различные варианты представления собранной информации:
Динамические графики. Динамика активности изменения параметров ИТ-систем представлена в виде графиков. Например, возможно наглядно посмотреть какая была загрузка процессора на сервере в течении дня или как менялось количество активных пользователей на сервере.
Комплексные экраны. Возможно создавать пользовательские консоли с необходимым набором данных. Например, на одном экране можно объединить таблицы, графики и другую информацию.
Карта сети. Графическое отображение всех узлов компьютерной сети и их состояния.
Цветовая идентификация параметров. Для каждого параметра настраивается несколько уровней критичности, при превышении которых срабатывает цветовая идентификация. В случае когда все показатели в норме – на панели мониторинга все показатели светятся зеленым цветом. Если же какой-то параметр выходит за пределы нормы, то соответствующая ему ячейка окрашивается в другой цвет. Обычно цвета меняются от желтого или бледно-розового (наименьшая критичность) до ярко-красного (чрезвычайная критичность). Таким образом, можно легко понять, с какими объектами все хорошо, на каких есть проблема, а на каких критическая ситуация.
Система оповещения. Система ИТ-мониторинга поддерживает оповещения заинтересованных сотрудников в случае наступления критического события по Email, SMS или через систему мгновенных сообщений.
Автоматическое выполнение действий. В случае превышения критического значения можно не только настроить оповещение, но и выполнить конкретное действие: запустить внешнее приложение, перезапустить службу, выполнить скрипт и так далее. Например, в случае если не была сделана резервная копия, можно выполнить повторный запуск скрипта для её создания.
Мониторинг SLA. С помощью системы ИТ-мониторинга происходит подсчет процента времени простоя ИТ-услуг, что позволяет сделать выводы о качестве их предоставления.
Гибкое разграничение прав. Возможность разграничить доступ к узлам мониторинга между пользователями.
Шаблонизация. Возможность применять для мониторинга узла уже готовый набор отслеживаемых параметров, а не создавать их каждый раз заново. Шаблон можно подключать из библиотеки или же создать самому. В библиотеке системы мониторинга уже есть шаблоны наиболее популярного оборудования и ПО.
Собственный API. Поддерживается интеграция системы IT-мониторинга инфраструктуры с другими программными решениями, например тикет-системой.