Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.
Под естественной убылью товаров в терминологии ГОСТ Р 51303-2013 понимают товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение массы товара (усушка, распыл, утечка, розлив и т.д.).
Бухгалтерский учет
Обязанность проведения инвентаризации активов и обязательств установлена:
- ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № ФЗ-402);
- п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение № 34н);
- п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее – Методические указания № 119н).
Случаи, сроки, порядок проведения, перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются организацией самостоятельно, исключение – обязательная инвентаризация (ч. 3 ст. 11 Закона № ФЗ-402, п. 26 Положения № 34н, п. 21 Методических указаний № 119н). Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены п. 27 Положения № 34н и п. 22 Методических указаний № 119н, в частности:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года (инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года);
- при смене материально ответственных лиц;
- при установлении фактов хищений, злоупотреблений и порчи ценностей;
- при передаче имущества в аренду;
- в случае чрезвычайных ситуаций (пожары, бедствия, аварии и т.п.);
- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.
Выявленные при инвентаризации расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Закона № ФЗ-402).
В бухгалтерском учете расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке (п. 28 Положения № 34н, п. п. 29 – 30 Методических указаний № 119н):
- Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости, увеличивая финансовые результаты организации;
- Недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы) (на счета учета затрат на производство или (и) на расходы на продажу), сверх норм – на счет виновных лиц, а если виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то списывается на уменьшение финансовых результатов деятельности.
На счетах бухгалтерского учета списание недостачи (порчи) товаров в пределах норм естественной убыли отражается записями в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н):
- Дт 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” Кт 41 “Товары” – в размере фактической себестоимости утраченного имущества.
- Дт 20 (23, 44 и др.) “Статьи затрат” Кт 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” – в сумме недостачи в пределах норм естественной убыли.
Налоговый учет
Для целей исчисления налога на прибыль потери товаров:
- В пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ, учитываются в составе материальных расходов (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 814).
- Сверх норм естественной убыли (или при отсутствии утвержденных норм) учитываются:
- если виновное лицо установлено – во внереализационных расходах на дату признания суммы ущерба виновным лицом или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба с одновременным признанием этой же суммы во внереализационных доходах (письмо Минфина РФ от 27.08.2014 № 03-03-06/1/42717, п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ);
- если виновное лицо не установлено – во внереализационных расходах на дату документа уполномоченного государственного органа, подтверждающего, что виновные лица не установлены (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Как и любые другие материальные расходы, потери в виде естественной убыли могут относиться как к косвенным, так и к прямым расходам (ст. 318 НК РФ).
В программе “1С:Бухгалтерия 8” инвентаризация товаров отражается документом “Инвентаризация товаров на складе”, списание товаров – документом “Списание товаров”, отнесение недостачи в пределах норм естественной убыли на затраты организации – документом “Операция”.
Пример
Торговое предприятие ООО “Ромашка” провело инвентаризацию товаров по состоянию на 30.11.2020. В результате инвентаризации в колбасном отделе была выявлена недостача колбасных изделий в размере 4,62 кг на общую сумму 2 647,50 руб. (фактическая себестоимость). Нормы естественной убыли колбасных изделий утверждены приказом Минпромторга России от 01.03.2013 № 252 “Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания”. По расчетам организации вся сумма недостачи может в полном объеме быть списана на издержки обращения в пределах норм естественной убыли (приказ руководителя ООО “Ромашка” об отнесении недостачи на расходы от 30.11.2020).
ООО “Ромашка” использует общую систему налогообложения (ОСН), применяет метод начисления и ПБУ 18/02.
1. Проведение инвентаризации товаров
Необходимо сформировать документ “Инвентаризация товаров”:
Раздел: Склад – Инвентаризация товаров.
Кнопка Создать.
В поле от укажите дату завершения инвентаризации.
В поле Склад выберите склад, на котором проводилась инвентаризация товаров.
В поле Ответственное лицо выберите материально ответственное лицо из справочника “Физические лица”.
Закладка Товары:
- По кнопке Заполнить – Заполнить по остаткам на складе заполните табличную часть документа.
- В случае отличия фактического количества товара от учетного в колонке Кол-во факт укажите фактическое количество товара.

Рисунок 1 – Создание документа Инвентаризация товаров
Закладка Проведение инвентаризации:
- В полях Период с и по установите сроки проведения инвентаризации.
- В поле Документ, № и от выберите один из вариантов документа (“Приказ”, “Постановление”, “Распоряжение”) и укажите его номер и дату.
- В поле Причина укажите причину проведения инвентаризации.

Рисунок 2 – Заполнение вкладки – проведение инвентаризации
Закладка Инвентаризационная комиссия:
- По кнопке Добавить выберите членов инвентаризационной комиссии.
- В колонке Председатель отметьте флажком председателя комиссии.
Кнопка Провести.

Рисунок 3 – Заполнение вкладки – Инвентаризационная комиссия
Документ проводок не формирует.
Для печати документов по инвентаризации товаров по кнопке Печать выберите соответствующий документ:
- Приказ о проведении инвентаризации (ИНВ-22).
- Инвентаризационная опись товаров (ИНВ-3) (для печати инвентаризационной описи с незаполненными колонками о фактическом наличии товаров в табличной части документа на закладке Товары удалите значения в колонке Кол-во факт).
- Сличительная ведомость (ИНВ-19) (если отклонения при инвентаризации не выявлены, сличительная ведомость не формируется).

Рисунок 4 – Выведение на печать сличительной ведомости
2. Списание потерь (недостачи) товаров в пределах норм естественной убыли
Необходимо сформировать документ “Списание товаров”:
- Раздел: Склад – Инвентаризация товаров.
- Выделите в списке или откройте документ-основание (“Инвентаризация товаров”).
- По кнопке Создать на основании выберите Списание товаров. На основании документа “Инвентаризация товаров” будет создан и автоматически заполнен новый документ “Списание товаров”.
- В поле от укажите дату списания товаров по выявленной недостаче.
- Проверьте счет учета товаров.
- В поле Основание укажите наименование документа, который является основанием для списания товаров.
- Кнопка Провести.

Рисунок 5 – Заполнение документа – Списание товаров
По кнопке ДТКТ посмотрите результат проведения документа.

Рисунок 6 – Движение документа – Списание товаров
2.2 Отнесены потери в пределах норм естественной убыли на расходы
Рассчитаем естественную убыль колбасных изделий в августе. Порядок расчета естественной убыли должен быть утвержден в учетной политике организации.
1. По данным экономической службы ООО “Ромашка” расчетный средний срок хранения колбасы с момента поступления до момента продажи составляет (в сутках):
- полукопченой колбасы – одни сутки;
- варено-копченой колбасы – четверо суток;
- сырокопченой колбасы – тридцать суток.
2. В соответствии с приказом Минпромторга России от 01.03.2013 № 252 “Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания” для 2-й климатической группы (см. п. 1 Примечаний к разделу X приказа № 252) нормы естественной убыли колбас составляют (раздел XVI приказа № 252):
- для полукопченых колбас, изготовленных в пределах области (при сроке хранения 1 сутки) – 0,40%;
- для варено-копченых колбас (при сроке хранения 4 суток) – 0,22%;
- для сырокопченых колбас (при сроке хранения 30 суток) – 0,50%.
3. Сводные данные по остаткам и поступлениям колбас в течение месяца и расчет естественной убыли:
Недостача товара, выявленная в результате инвентаризации, укладывается в пределы норм естественной убыли:
- полукопченая колбаса: 1,200 кг < 1,280 кг;
- варено-копченая колбаса: 0,770 кг < 0,781 кг;
- сырокопченая колбаса: 2,650 кг < 2,675 кг.
Для списания недостачи товаров необходимо создать ручную операцию – Документ “Операция”:
Раздел: Операции – Операции, введенные вручную.
Кнопка Создать. Вид документа – “Операция”.
Заполните табличную часть по кнопке Добавить:
- В колонке Дебет выберите счет затрат, на который будут относиться потери в пределах норм естественной убыли, и аналитику к нему (субконто1: статья затрат с видом расхода – “Материальные расходы”).
- В колонке Кредит выберите счет 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”.
- В колонках Сумма, Сумма Дт, Сумма Кт укажите фактическую себестоимость товаров, списанных по недостаче в пределах норм естественной убыли:
- полукопченая колбаса: 1,200 кг на сумму 600,00 руб.;
- варено-копченая колбаса: 0,770 кг на сумму 192,50 руб.;
- сырокопченая колбаса: 2,650 кг на сумму 1855,00 руб.;
- ИТОГО на общую сумму: 2 647,50 руб.
Кнопка Записать и закрыть.

Рисунок 7 – Списание потерь в пределах норм естественной убыли на расход