Практически все селлеры на Вайлдберриз сталкиваются с тем, что агрегатор производит им оплату от продаж с учетом различных удержаний (например, штраф за несоблюдение маркировки, использование механик искусственного завышения рейтинга, нарушение правил о тарировании и т.д.).
Подавляющее большинство селлеров просто «проглатывают» это и соглашаются: «ну, раз удержали, значит так надо».
Однако во многих случаях такие удержания со стороны Вайлдберриз просто-напросто ничем не подкреплены. По закону именно агрегатор должен доказать обоснованность таких удержаний. Если этого не будет сделано, сумму удержаний обяжут выплатить селлеру.
О том, что такие удержания можно оспорить – мало кто знает. В большей степени из-за отсутствия в кругу знакомых или в штате селлера юриста, который бы все доходчиво смог объяснить.
А те, кто о такой возможности знают, не идут оспаривать эти удержания из-за страха, что ВБ заблокирует их на площадке и они потеряют возможность торговать.
Если Вы по какой-то причине не согласны с данными, указанными в Отчете (в том числе касательно штрафов), то Вам обязательно нужно уложиться в 7 дней и направить в ВБ хоть что-то. Хотя бы какое-то свое несогласие с тем, что штрафы применены необоснованно. Если Вы пропустите этот срок, то, увы, сделать уже ничего будет нельзя.
Но мы рекомендуем также направлять претензию в бумажном виде по адресу местонахождения ВБ, указанному в ЕГРЮЛ. Именно такой способ направления претензии является единственно верным и проверенным с точки зрения закона. Точно не ошибетесь.
О штрафах
Еженедельно ВБ посредством электронного взаимодействия направляет каждому селлеру Отчет с детализацией тех действий, которые им, как посредником между Вами и покупателями, были совершены. Основная информация там – это то, сколько продаж было совершено и какую сумму по итогам этих продаж Вы получите. Однако там есть еще одна очень важная информация – о применении в отношении Вас какого-либо штрафа. Причем, мы предполагаем, что штрафы накладываются чуть ли не автоматически, то есть человеческий фактор в принципе не задействован, поэтому в подавляющем большинстве они абсолютно необоснованны. И с этим нужно не молчаливо соглашаться, а радикально бороться.Что можно предпринять в данном случае?
Необходимо знать 5 основополагающих вещей- Штрафы четко закреплены Офертой. Зачастую ВБ налагает на селлеров штрафы, которые в принципе Офертой не предусмотрены. Тут даже особо и доказывать ничего не надо. Если Вы такое видите, то сразу идете на сайт ВБ, ищете документ, который называется «Перечень штрафов», и смотрите. В нем установлен исчерпывающий перечень штрафов, который действует на площадке. Если Вам в Отчете предъявили что-то, что нет в этом перечне – суд 100% займет Вашу сторону.
- 7 дней на возражения. В оферте Вайлдберриз, к которой Вы присоединяетесь, есть пункт (в последней редакции от 06.08.2024 это п. 5.6).
- Доказывать необоснованность штрафа должен ВБ. Оспаривание одностороннего штрафования происходит по правилам о неосновательном обогащении (глава 60 Гражданского кодекса РФ). В этой главе есть норма п. 4 ст. 1109, которая возлагает бремя доказывания необоснованности штрафа на Вайлдберриз. То есть, при подаче иска в суд, Вам достаточно лишь минимально описать то, что удержание было произведено необоснованно. Доказывать размер удержания, основания и всё остальное – возлагается на ВБ.
- Перед судом – претензия. Перед тем, как идти в суд, необходимо направить претензию. По закону инициировать судебный спор возможно лишь тогда, когда соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
- Миф о блокировке. Многие селлеры знают или слышали о том, что такие штрафы ВБ можно оспаривать, но не берутся за это, поскольку боятся блокировки со стороны агрегатора. От одних из своих клиентов, которые торгуют на ВБ, приходилось слышать: «Не хотим рисковать. Дают торговать, мы торгуем. Проблемы нам не нужны. Сидим тихо. Улыбаемся и машем».
Арбитражный суд
Если ответ на претензию от Wildberries не удовлетворяет вас или не был получен, следует подать исковое заявление в суд. В исковом заявлении необходимо указать неправомерность начисления штрафов, а также отсутствие соответствующих доказательств их законности со стороны Wildberries. Согласно статьям 125 и 126 АПК РФ, определены требования к содержанию искового заявления, а также документы, которые необходимо приложить к иску. Важно строго следовать этим требованиям! Кратно из статьи 125 АПК РФ В исковом заявлении должны быть указаны:- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- сведения об истце: для гражданина – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета;
- сведения об ответчике;
- требования истца;
- обстоятельства.
- уведомление о вручении;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- документы, подтверждающие обстоятельства;
- копии свидетельства о государственной регистрации;
- документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка.
- Когда начали сотрудничество.
- Сколько товара было поставлено и реализовано к спорному периоду.
- Что произошло (утерян товар (артикулы, баркоды), произведены удержания (за какой период, какие суммы).
- Есть ли удержания в отчете с ЭЦП или только в детализации отчета.
- Квалификация договора (договор комиссии, агентирования).
- Положения ГК, обязывающие маркетплейс реализовать товар с выгодой для поставщика и выплатить ему весь полученный доход.
- Предусмотренные законом и офертой основания удержаний.
- Указание на то, почему данные основания не применимы к вашей ситуации.
- Квалификация ситуации – задолженность по договору, причинение убытков или неосновательное обогащение.
- Расчет процентов по ст. 395 ГК.
Поэтому бояться не нужно. Положительная судебная практика.
А теперь давайте для наглядности продемонстрируем Вам какие суммы удается отбить селлерам.- Дело Общества “ТПК “Успешное Дело” (А41-71843/2023)
Суть спора: ВБ в очередной отчетный период удержал с указанного селлера штрафов на общую сумму более 3,6 млн. рублей.Селлер с этим не согласился и пошел в суд. В обоснование своих требований указал, что удержания были применены необоснованно: 1) ВБ удержал штраф в размере 2,6 млн. рублей, который Офертой просто-напросто не предусмотрен. 2) Второй штраф на 1 млн. рублей был взыскан ВБ за хранение, которое в спорный период было бесплатным, поскольку тогда на площадке действовала такая акция.ВБ противопоставить ничего не смог и спорная сумма была возвращена селлеру.
- Дело Черновой Г.И. (А41-101157/2023)
Суть спора: ВБ прислал гражданке отчет, в котором удержал с нее более 500 тыс. рублей с формулировкой: «штраф за использование механик искусственного завышения рейтинга». То есть, ВБ каким-то образом выявил, что Чернова Г.И. через подставных лиц специально выкупала товары в целях повышения рейтинга. Селлер с этим не согласилась и пошла оспаривать штрафы в суд. И ей это удалось.Суд сказал, что: 1) ВБ не доказало использование механик искусственного завышения рейтинга Черновой. 2) А также то, что такой штраф площадкой не предусмотрен и не мог быть применен к ней. Гражданке Черновой удалось взыскать свои 500 тыс. рублей и еще 400 тыс. рублей сверху в качестве процентов.
- Дело Дербилова Д.А. (А41-65598/2022)
Суть спора: Подходил очередной отчетный период, ВБ присылает селлеру Отчет, из содержания которого видно, что продавца оштрафовали почти на 500 тыс. рублей за «неправильное указание габаритов упаковки». ИП Дербилову Д.А. разумеется удалось оспорить этот штраф, поскольку: 1) ВБ не смогло доказать обоснованность удержанной суммы, и, кроме того, такой штраф не был предусмотрен правилами площадки. По итогу селлер вернул не только свои 500 тыс. рублей удержанных средств, но также взыскал с ВБ расходы на юридические услуги.
- Дело Общества “Меркурий” (А41-48476/2023)
Суть спора: ВБ удержал с общества «Меркурий» денежных средств более чем на 4,2 млн. рублей в качестве «повышенного коэффициента логистики и хранения». Опять же, такой штраф не был предусмотрен площадкой, поэтому селлеру легко удалось его оспорить. Примечательно это дело еще и тем, что тут суд открыто говорит о том, что доказывать обоснованность таких удержаний должен ВБ. Цитата из дела: “В настоящем деле истец оспаривает штрафы по отчетам, в связи с этим именно комиссионер (ВБ) обязан доказать правомерность удержаний из выплат”.
- Дело Нитецкой Н.Н. (А41-77285/2021)
Одно из ключевых дел в этой сфере. Оно не про штрафы. Приведено в качестве примера того, что с ВБ можно отсудить даже свыше 13 млн. рублей. Именно на такую сумму и был обозначенный спор.
Суть спора: Гражданка Нитецкая Н.Н. какое-то время торговала на ВБ, но потом решила уйти с площадки и расторгла договор.По условиям Оферты ВБ должен был возвратить селлеру нереализованный товар, но не сделал этого. Нитецкая провела ревизию и выявила, что не вернули ей товаров на сумму свыше 13 млн. рублей. С этим требованием она и пошла в суд.
В заседании ВБ оспаривало эту сумму и указывало на то, что Истцом неверно произведен расчет убытков. ВБ сказал, что: 1) часть товаров, которые Нитецкая просила возвратить – агрегатор все же реализовал, 2) при расчете убытков нужно также учитывать скидки, которые действовали на площадке. Таким образом, рыночная стоимость нереализованных товаров, с учетом этих скидок будет не 13 млн., а 6,5 (то есть в два раза меньше).
В итоге суд занял позицию Нитецкой и удовлетворил требования в полном объеме. Мотивировка была такая: «Ответчик не представил доказательств наличия у него нереализованных остатков товара истца, поэтому при данных обстоятельствах комиссионный товар признан утраченным и на основании пункта 1 статьи 998 ГК РФ с ответчика взыскана полная рыночная стоимость всех находившихся у него товаров. Факт поставки истцом ответчику товара подтвержден представленными в материалы дела УПД, товарными накладными, актами и ответчиком не оспаривается. Истцом представлен перечень невозвращенного ответчиком нереализованного товара.
Ответчиком перечень проверен, возражений по нему не представлено. Доказательств реализации указанного товара потребителям, а также возврата потребителями бракованного товара, ответчиком не представлено. Таким образом, данный товар считается утраченным.
В связи с утратой спорного товара с ответчика в пользу истца в силу вышеизложенных норм и положений подлежит взысканию полная рыночная стоимость указанных товаров. Подлежащая возмещению рыночная стоимость утраченных товаров, вопреки доводам ответчика, не подлежит уменьшению на причитающееся ему вознаграждение, поскольку договоры в данной части фактически ответчиком не исполнены, а также на скидки, которые по определению не формируют рыночную стоимость товара, а направлены на получение конкурентных преимуществ, стимулирование продаж и формирование лояльного отношения потребителя к рассматриваемому товару, кроме того, указанные доводы ответчика противоречат ст. ст. 15, 998 ГК РФ». Вот так гражданке Нитецкой Н.Н. удалось отсудить у Вайлдберриз более 13 млн. рублей.
Примечательно еще и то, что ВБ не согласился с этим решением и дважды оспаривал его в вышестоящих судах (в апелляции и кассации), но безрезультатно. Решение в пользу Нитецкой устоялось.
Специалисты компании «EFSOL.Бух&Юрсервисы» являются экспертами в вопросе оспаривания штрафов маркетплейсов, могут обеспечить Вам поддержку на стадии досудебного урегулирования спора, а также сопровождение в судебных инстанциях РФ.