+7 495 230 03 03 8 800 222 50 03
Общие вопросы

Инвентаризация товаров на складе и учет выявленных излишков. Отражение результатов инвентаризации в 1С БП 3.0

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Случаи, сроки, перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются организацией самостоятельно, за исключением случаев обязательной инвентаризации (ч. 3 ст. 11 Закона № ФЗ-402, п. 26 Положения № 34н, п. 21 Методических указаний № 119н). Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены п. 27 Положения № 34н и п. 22 Методических указаний № 119н, в частности:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года (инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года);
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений и порчи ценностей;
  • при передаче имущества в аренду;
  • в случае чрезвычайных ситуаций (пожары, бедствия, аварии и т.п.);
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

Выявленные при инвентаризации расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Закона № ФЗ-402).

В бухгалтерском учете расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке (п. 28 Положения № 34н, п. 29 – 30 Методических указаний № 119н, Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н)):

  • излишек приходуется по рыночной стоимости, увеличивая финансовые результаты организации;
  • недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы) (на счета учета затрат на производство или расходов на продажу), сверх норм – на счет виновных лиц (если виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то списывается на уменьшение финансовых результатов деятельности).

Данные о рыночных ценах должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы (п. 10.3 ПБУ 9/99).

На счетах бухгалтерского учета оприходование излишков товаров, выявленных при инвентаризации, отражается записями в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н):

Дт 41 “Товары” Кт 91.01 “Прочие доходы” – в сумме рыночной стоимости товаров без учета НДС.

Налоговый учет

Стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, признается внереализационным доходом организации в том отчетном периоде, в котором они выявлены (п. 20 ст. 250, п. 1 ст. 271 НК РФ). Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, то есть по рыночной цене (п. 5 ст. 274 НК РФ).

Выручка от продажи излишков товаров, выявленных при инвентаризации, признается в составе доходов организации на дату их реализации в сумме, установленной соглашением сторон, без учета НДС (абз. 5 п. 1 ст. 248, п. 3 ст. 271 НК РФ). Полученный доход организация вправе уменьшить на стоимость товаров, сформированную при их принятии к учету (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). В данном случае излишки товаров, выявленные при инвентаризации, рассматриваются не как покупные, а как безвозмездно полученное имущество. При реализации такого имущества применяются положения пп. 2 п. 1 ст. 268 и п. 2 ст. 254 НК РФ, в соответствии с которыми доход от его реализации уменьшается на стоимость в сумме внереализационного дохода, отраженного при принятии этого имущества на учет (п. 8 ст. 250 НК РФ).

В программе “1С:Бухгалтерия 8” для отражения результатов инвентаризации и оформления печатных форм соответствующих документов:

  • приказ о проведении инвентаризации (ИНВ-22);
  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ИНВ-3);
  • сличительная ведомость (ИНВ-19).

Оприходование выявленных излишков производится c помощью документа “Оприходование товаров”.

Пример

ООО “Ромашка” перед составлением годовой отчетности за 2020 год провело инвентаризацию товаров на складе по состоянию на 23.12.2020. В результате инвентаризации были выявлены излишки товара “Сумочка дамская” в количестве 2 шт. Текущая рыночная стоимость товара составляет 3 000,00 руб. за штуку без учета НДС.

Организация использует общую систему налогообложения (ОСН), применяет метод начисления и ПБУ 18/02.

1. Проведение инвентаризации товаров на складе

Проведена инвентаризация товаров на складе, необходимо создать Документ “Инвентаризация товаров”:

  • Раздел: Склад – Инвентаризация товаров.
  • Кнопка Создать.
  • В поле от укажите дату завершения инвентаризации.
  • В поле Склад выберите склад, на котором проводилась инвентаризация товаров (по каждому складу и МОЛ создается отдельный документ).
  • В поле Ответственное лицо выберите материально ответственное лицо из справочника “Физические лица” (по каждому складу и МОЛ создается отдельный документ).
  • Закладка Товары:
    • по кнопке Заполнить – Заполнить по остаткам на складе заполните табличную часть документа (автоматически по учетным данным);
    • в колонке Кол-во факт укажите фактическое количество материала. Отклонение фактического количества от учетного будет выведено в колонке “Отклонение”.
Создание документа Инвентаризация товаров

Рисунок 1 – Создание документа Инвентаризация товаров

Закладка Проведение инвентаризации:

  • В полях Период с и по установите сроки проведения инвентаризации;
  • В поле Документ, № и от выберите один из вариантов документа (“Приказ”, “Постановление” или “Распоряжение”) и укажите его номер и дату;
  • В поле Причина укажите причину проведения инвентаризации.
Заполнение вкладки - проведение инвентаризации

Рисунок 2 – Заполнение вкладки – проведение инвентаризации

Закладка Инвентаризационная комиссия:

  • По кнопке Добавить выберите членов инвентаризационной комиссии;
  • В колонке Председатель отметьте флажком председателя комиссии.

Кнопка Провести.

Заполнение вкладки - Инвентаризационная комиссия

Рисунок 3 – Заполнение вкладки – Инвентаризационная комиссия

По кнопке Создать на основании можно создать документы:

  • “Оприходование товаров” – если по результатам инвентаризации товар фактически находится в другом подразделении;
  • “Списание товаров” – если в результате инвентаризации выявлена недостача товаров.

Документ проводок не формирует.

Для печати документов по инвентаризации товаров по кнопке Печать выберите соответствующий пункт:

  • Приказ о проведении инвентаризации (ИНВ-22);
  • Инвентаризационная опись товаров (ИНВ-3) (для печати инвентаризационной описи с незаполненными данными о фактическом наличии ТМЦ в табличной части документа на закладке Товары очистите значения в колонке Кол-во факт);
  • Сличительная ведомость (ИНВ-19) (если отклонения при инвентаризации не выявлены, сличительная ведомость не формируется).
Выведение на печать сличительной ведомости

Рисунок 4 – Выведение на печать сличительной ведомости

2. Принятие к учету излишков товаров, выявленных при инвентаризации

Необходимо создать документ “Оприходование товаров” (создается на основании документа “Инвентаризация товаров”).

Раздел: Склад – Инвентаризация товаров.

Выделите в списке или откройте документ-основание (“Инвентаризация товаров”).

По кнопке Создать на основании выберите Оприходование товаров. На основании документа “Инвентаризация товаров” будет создан и автоматически заполнен новый документ “Оприходование товаров”.

В поле от укажите дату принятия к учету товаров, выявленных как излишки при инвентаризации.

Излишки товаров, выявленные при инвентаризации, следует учитывать на отдельной номенклатурной позиции, поскольку при реализации таких товаров применяются положения пп. 2 п. 1 ст. 268 и п. 2 ст. 254 НК РФ, в соответствии с которыми доход от их реализации уменьшается на стоимость, равную сумме внереализационного дохода, отраженного при принятии этих товаров на учет (п. 8 ст. 250 НК РФ). В колонке Номенклатура откройте одноименный справочник, создайте новый элемент и перевыберите номенклатурную позицию.

В поле Статья доходов автоматически указывается статья “Оприходование излишков”. Проверьте, что выбранная статья имеет вид “Излишки товаров, выявленные в результате инвентаризации”. В противном случае выберите (при необходимости создайте новую) другую статью с видом “Излишки товаров, выявленные в результате инвентаризации”.

В колонке Цена укажите рыночную стоимость приходуемых товаров.

В колонке Счет учета укажите счет, на который приходуются товары.

В поле Основание укажите документ, который является основанием для оприходования товаров.

Кнопка Провести.

Для формирования печатной формы документа используйте кнопку Накладная на оприходование товаров.

 Оприходование излишек

Рисунок 5 – Оприходование излишек

 Статья доходов

Рисунок 6 – Статья доходов

По кнопке ДТКТ посмотрите результат проведения документа:

 Результат проведения документа Оприходование товаров

Рисунок 7 – Результат проведения документа Оприходование товаров

Анализ движения товаров “Сумочка дамская” и “Сумочка дамская (по результатам инвентаризации)”

Для анализа остатков и оборотов товаров на складе воспользуемся отчетом Карточка счета по счету 41.01 (Раздел: Отчеты – Карточка счета). Для вывода в отчет данных по бухгалтерскому и налоговому учету откройте настройки отчета по кнопке Показать настройки, на закладке Показатели отметьте флажками показатели БУ, НУ.

Карточка счета 41.01

Рисунок 8 – Карточка счета 41.01

3. Формирование декларации по налогу на прибыль

Необходимо сформировать Декларация по налогу на прибыль.

Раздел: Отчеты – Регламентированные отчеты.

Период формирования отчета – 2020 год.

Проанализируем данные декларации (Лист 02, Приложение №1): сумма выявленных излишков отражается по строке 104 Приложения 1 к Листу 02.

Декларация по налогу на прибыль

Рисунок 9 – Декларация по налогу на прибыль

Дата публикации: 7 мая 2021
Не нашли ответа на свой вопрос?

Смотрите также

Обсуждение материала

Содержание

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.