Назад
Корпоративное право
Банкротство компании без риска привлечения к субсидиарной ответственности Встреча с налоговой: как свести риски к нулю Дробление бизнеса в 2021 году. Руководство к действию Дью Дилидженс: что это такое и для чего нужно За что Wildberries штрафует продавцов? Инструкция по ведению воинского учета в организации Инструкция по определению рыночной цены бизнеса Инструкция: вызвали в налоговую на комиссию - что делать? Инструкция: каких ошибок нужно избежать при продаже готового бизнеса Исключение из ЕГРЮЛ как способ привлечения к субсидиарной ответственности Как выиграть судебный спор Как зарегистрировать ИП /ООО в качестве работодателя Как изменить валюту договора Как ИП выбрать код ОКВЭД для торговли через маркетплейсы в 2023 году Как исполнителю защитить свои права по госконтракту Как компаниям организовать работу с персональными данными в 2024 Как обезопасить бизнес по 115-ФЗ Как открыть представительство иностранной компании в 2024 году Как оформить доверенность от лица организации (предпринимателя) Как проверить компанию перед покупкой. Пошаговая инструкция Как собственнику бизнеса получить свой доход? Как уменьшить уставной капитал ООО Ликвидация юридических лиц с 01.07.2023: анализ изменений законодательства и нового порядка упрощенной процедуры Налоговые комиссии и рабочие группы: виды и особенности подготовки Особенности работы иностранного представительства Передача лицензии при изменениях в юридическом лице Получение лицензии для отдельных видов деятельности Порядок выдачи разрешений на сделки (операции) в отношении долей ООО с участием «недружественных» нерезидентов Пошаговая инструкция по выплате дивидендов учредителям ООО в 2021 году Пошаговая инструкция по регистрации производственного кооператива Правила продажи "Готового бизнеса" Продажа доли в УК ООО (позиция участника-юрлица, срок владения долей – более 5 лет) Процедура аккредитации компании в Минцифры России Руководство по соблюдению обязательных требований " Понятие рекламы" Сбор и обработка персональных данных: новые требования для компаний с 1 сентября 2022 года Снятие индивидуального предпринимателя с учета Списание задолженности перед налоговой в судебном порядке Субсидиарная ответственность: как избежать в 2025 году Что будет с судебными спорами по дроблению бизнеса в 2025 году? Юридическая памятка интернет-проекта

Инструкция: вызвали в налоговую на комиссию – что делать?

Последнее время участились случаи вызова директоров компаний на комиссию. Более того, бывают ситуации, когда налоговая высылает компании уже готовый протокол заседания комиссии, на которую директор даже не вызывался. ФНС говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с «добровольным» уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС). Главным образом, такой успешный результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках проводимых «налоговых комиссий» (заседаний рабочей группы), деятельность которых направлена на побуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. На сегодняшний день вызов в инспекцию руководителей для дачи пояснений и «доплат» из-за проблемных контрагентов является по сути самой распространенной «формой налогового контроля», не регламентированной положениями НК РФ. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» в инспекцию на «налоговую комиссию» для дачи пояснений по НДС-разрывам и сомнительным контрагентам.

Как построена работа налоговых комиссий?

Случаи вызова налогоплательщиков в рамках ст. 31 НК РФ для дачи пояснений отмечены п. 2.2 письма Федеральной налоговой службы от 17.07.2013 года № АС-4-2/12837@ «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (перечень не является исчерпывающим). Например, один из упомянутых и распространенных на практике случаев — если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа. Не следует путать вызов «на комиссию» с вызовом на допрос. Основания для вызова различаются. Так, в первом случае основание -это ст. 31 НК РФ, при допросе свидетеля — ст .90 НК РФ. На комиссию можно отправить не руководителя, а «доверенного» представителя, а вот на допрос придется руководителю прийти лично, желательно в сопровождении налогового юриста/адвоката. Вызов на налоговую комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы. Кстати, Федеральная налоговая служба сообщила территориальным инспекциям о необходимости добавлять подробное описание в уведомлении оснований вызова. Поскольку отсутствие в уведомлении конкретного вопроса (контрагента) для дачи пояснений, по которому представитель компании — налогоплательщика вызывается в налоговый орган, а также отсутствие ссылки на конкретную налоговую проверку или мероприятия налогового контроля, в рамках которых оно направляется, лишает налогоплательщиков возможности подготовиться к представлению конкретных пояснений и подтверждающих документов (например:Письма ФНС от 02.12.2021 года № ЕА-4-15/16838, от 09.08.2022 года № ЕА-4-15/10350).
Поэтому, если в полученном уведомлении о вызове на «комиссию» в инспекцию не указаны основание вызова и конкретный вопрос, по которому вызывается руководитель — целесообразно уточнить эти моменты чтобы понимать, о чем будет идти разговор, по какому именно контрагенту есть претензии у налогового органа. Это необходимо, чтобы до визита в налоговый орган оценить положение дел по сделкам с контрагентами, которые заинтересовали налоговый орган (например, есть ли в наличии необходимые документы, подтверждающие право на вычеты по НДС и расходы по сделкам, проявление должной степени осмотрительности при выборе контрагента).
Итак, получив уведомление о вызове «на разговор» следует:
  1. Подвергнуть уведомление анализу(причина вызова, предмет «разговора») — разрывы по НДС, «технический» контрагент, побуждение к «добровольному» уточнению налоговых обязательств, подозрение в формальном дроблении бизнеса и пр.
  2. Если причина вызова «проблемный» контрагент — выяснить наличие «досье» на контрагента (проявление коммерческой осмотрительности, документальные доказательства), на сайте Федеральной налоговой службы проверить статус компании (действующая, на стадии ликвидации/банкротства, ликвидирована).
  3. Подготовиться к визиту — определить свою позицию и быть готовым ее обосновать, в т.ч. письменно с приложением доказательств.
По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол «комиссии» (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем вызывался представитель налогоплательщика, кто на ней присутствовал от налогового органа и от компании, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии). Кроме того, очень часто в протоколе по итогам заседания рабочей группы (комиссии) указывается, что в случае непредставления компанией уточненной налоговой декларации по НДС в указанных срок, возможно проведение «предпроверочного анализа» в отношении компании и дальнейшее включение ее в план тематических, комплексных выездных налоговых проверок.
По сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля. Тем не менее он активно используется инспекциями на практике.
Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах. При этом зачастую (не всегда) вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют инспекторам выйти с выездной налоговой проверкой (обычно тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами. Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью побуждения к добровольному уточнению своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»). При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ. Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ). Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону. Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам. При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки (тематической, комплексной) либо (на практике гораздо реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС. Это добавляет определенный дискомфорт и порой подталкивает к уточнениям налоговых обязательств, доплатам «за того парня» (контрагента).

Что делать, если вызвали на «комиссию по НДС»?

Следует помнить, что в инспекцию «на разговор» на основании вышеуказанного уведомления (ст. 31 НК РФ) вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, налоговый юрист). Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС:
  1. Не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно полученному уведомлению. Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.
  2. Нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и признаки недобросовестности контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами
  3. Не следует на комиссии подтверждать готовность подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС. Правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе поднять документы по спорным операциям, обсудить ситуацию с собственниками бизнеса, проконсультироваться с юристами, и др.
  4. Надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Как оценить налоговые риски?

Допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации? Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа. Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.) — в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ. Целесообразно реагировать на протокол заседания рабочей группы- подготовить и направить налоговому органу письменные возражения на протокол заседания рабочей группы (комиссии) с указанием отсутствия опровержения налоговым органом реального характера сделок компании с контрагентами, отсутствия доказательств наличия у контрагентов признаков «технический» компаний, их аффилированность с компанией, наличие умысла компании в занижении подлежавшего уплате НДС и отсутствие оснований для вменения компании сумм НДС ” к доплате«. При этом можно упомянуть основные моменты, отраженные в известном письме ФНС от 10.03.2021 года № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 НК РФ», которое было направлено территориальным налоговым органам с учетом правоприменительной практики и должно быть использовано инспекторами при проведении мероприятий налогового контроля. Так, отказ на основании статьи 54.1 НК РФ в праве на применение компанией налогового вычета по НДС в полной сумме возможен только при доказанности со стороны налогового органа одного из следующих обстоятельств:
  • спорная хозяйственная операция нереальна;
  • спорная хозяйственная операция притворна (прикрывает фактическую операцию налогоплательщика с третьим лицом);
  • налогоплательщик знал/не мог не знать о допущенных контрагентом нарушениях в сфере налогообложения и извлекал из этого выгоду;
  • при выборе контрагента налогоплательщик не проявил должную степень коммерческой осмотрительности.
Если ни одно из вышеприведенных оснований не применимо к компании — претензии «голословны» и нет основания для «добровольного уточнения налоговых обязательств».
В заключении, хотелось бы отметить, что если ваша компания попала в поле зрения налогового органа, то надо оценить потенциальные риски и возможные способы их снижения. Зачастую при рассмотрении проблемы пути ее решения достаточно просты, но бывают случаи, когда необходимо принять комплекс мер, для снижения рисков.
Специалисты компании «EFSOL.Бух&юрсервисы» являются экспертами в вопросе налоговых споров, могут обеспечить Вам подготовку к визиту в налоговую, а также сопровождение в походе на комиссию и дальнейшее ведение Вашего дела в зависимости от того, куда приведет визит в налоговую.
Дата публикации: 8 октября 2024
Не нашли ответа на свой вопрос?

Смотрите также

Обсуждение материала

Содержание

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.