Последнее время участились случаи вызова директоров компаний на комиссию. Более того, бывают ситуации, когда налоговая высылает компании уже готовый протокол заседания комиссии, на которую директор даже не вызывался.
ФНС говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с «добровольным» уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).
Главным образом, такой успешный результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках проводимых «налоговых комиссий» (заседаний рабочей группы), деятельность которых направлена на побуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. На сегодняшний день вызов в инспекцию руководителей для дачи пояснений и «доплат» из-за проблемных контрагентов является по сути самой распространенной «формой налогового контроля», не регламентированной положениями НК РФ.
Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» в инспекцию на «налоговую комиссию» для дачи пояснений по НДС-разрывам и сомнительным контрагентам.
Как построена работа налоговых комиссий?
Случаи вызова налогоплательщиков в рамках ст. 31 НК РФ для дачи пояснений отмечены п. 2.2 письма Федеральной налоговой службы от 17.07.2013 года № АС-4-2/12837@ «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (перечень не является исчерпывающим). Например, один из упомянутых и распространенных на практике случаев — если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа. Не следует путать вызов «на комиссию» с вызовом на допрос. Основания для вызова различаются. Так, в первом случае основание -это ст. 31 НК РФ, при допросе свидетеля — ст .90 НК РФ. На комиссию можно отправить не руководителя, а «доверенного» представителя, а вот на допрос придется руководителю прийти лично, желательно в сопровождении налогового юриста/адвоката. Вызов на налоговую комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы. Кстати, Федеральная налоговая служба сообщила территориальным инспекциям о необходимости добавлять подробное описание в уведомлении оснований вызова. Поскольку отсутствие в уведомлении конкретного вопроса (контрагента) для дачи пояснений, по которому представитель компании — налогоплательщика вызывается в налоговый орган, а также отсутствие ссылки на конкретную налоговую проверку или мероприятия налогового контроля, в рамках которых оно направляется, лишает налогоплательщиков возможности подготовиться к представлению конкретных пояснений и подтверждающих документов (например:Письма ФНС от 02.12.2021 года № ЕА-4-15/16838, от 09.08.2022 года № ЕА-4-15/10350).
Поэтому, если в полученном уведомлении о вызове на «комиссию» в инспекцию не указаны основание вызова и конкретный вопрос, по которому вызывается руководитель — целесообразно уточнить эти моменты чтобы понимать, о чем будет идти разговор, по какому именно контрагенту есть претензии у налогового органа. Это необходимо, чтобы до визита в налоговый орган оценить положение дел по сделкам с контрагентами, которые заинтересовали налоговый орган (например, есть ли в наличии необходимые документы, подтверждающие право на вычеты по НДС и расходы по сделкам, проявление должной степени осмотрительности при выборе контрагента).
Итак, получив уведомление о вызове «на разговор» следует:
- Подвергнуть уведомление анализу(причина вызова, предмет «разговора») — разрывы по НДС, «технический» контрагент, побуждение к «добровольному» уточнению налоговых обязательств, подозрение в формальном дроблении бизнеса и пр.
- Если причина вызова «проблемный» контрагент — выяснить наличие «досье» на контрагента (проявление коммерческой осмотрительности, документальные доказательства), на сайте Федеральной налоговой службы проверить статус компании (действующая, на стадии ликвидации/банкротства, ликвидирована).
- Подготовиться к визиту — определить свою позицию и быть готовым ее обосновать, в т.ч. письменно с приложением доказательств.
По сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля. Тем не менее он активно используется инспекциями на практике.
Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
При этом зачастую (не всегда) вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют инспекторам выйти с выездной налоговой проверкой (обычно тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.
Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью побуждения к добровольному уточнению своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).
При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.
Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.
В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).
Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).
Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.
Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.
При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки (тематической, комплексной) либо (на практике гораздо реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС. Это добавляет определенный дискомфорт и порой подталкивает к уточнениям налоговых обязательств, доплатам «за того парня» (контрагента).
Что делать, если вызвали на «комиссию по НДС»?
Следует помнить, что в инспекцию «на разговор» на основании вышеуказанного уведомления (ст. 31 НК РФ) вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, налоговый юрист). Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС:- Не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно полученному уведомлению. Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.
- Нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и признаки недобросовестности контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами
- Не следует на комиссии подтверждать готовность подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС. Правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе поднять документы по спорным операциям, обсудить ситуацию с собственниками бизнеса, проконсультироваться с юристами, и др.
- Надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.
Как оценить налоговые риски?
Допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации? Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа. Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.) — в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ. Целесообразно реагировать на протокол заседания рабочей группы- подготовить и направить налоговому органу письменные возражения на протокол заседания рабочей группы (комиссии) с указанием отсутствия опровержения налоговым органом реального характера сделок компании с контрагентами, отсутствия доказательств наличия у контрагентов признаков «технический» компаний, их аффилированность с компанией, наличие умысла компании в занижении подлежавшего уплате НДС и отсутствие оснований для вменения компании сумм НДС ” к доплате«. При этом можно упомянуть основные моменты, отраженные в известном письме ФНС от 10.03.2021 года № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 НК РФ», которое было направлено территориальным налоговым органам с учетом правоприменительной практики и должно быть использовано инспекторами при проведении мероприятий налогового контроля. Так, отказ на основании статьи 54.1 НК РФ в праве на применение компанией налогового вычета по НДС в полной сумме возможен только при доказанности со стороны налогового органа одного из следующих обстоятельств:- спорная хозяйственная операция нереальна;
- спорная хозяйственная операция притворна (прикрывает фактическую операцию налогоплательщика с третьим лицом);
- налогоплательщик знал/не мог не знать о допущенных контрагентом нарушениях в сфере налогообложения и извлекал из этого выгоду;
- при выборе контрагента налогоплательщик не проявил должную степень коммерческой осмотрительности.
В заключении, хотелось бы отметить, что если ваша компания попала в поле зрения налогового органа, то надо оценить потенциальные риски и возможные способы их снижения. Зачастую при рассмотрении проблемы пути ее решения достаточно просты, но бывают случаи, когда необходимо принять комплекс мер, для снижения рисков.
Специалисты компании «EFSOL.Бух&юрсервисы» являются экспертами в вопросе налоговых споров, могут обеспечить Вам подготовку к визиту в налоговую, а также сопровождение в походе на комиссию и дальнейшее ведение Вашего дела в зависимости от того, куда приведет визит в налоговую.