Ведение регламентированного учета в «1C:ERP Управление предприятием 2» основывается на построении системы первичного документооборота. Когда в учетной системе организован первичный документооборот и все документы вводятся непрерывно по мере их появления с указанием необходимых аналитических признаков, тогда есть возможность выполнять оперативный контроль операций, подойдя к моменту формирования отчетности с проверенными учетными данными.
При этом документы, используемые для фиксирования хозяйственных операций – это первичные документы, состав которых утвержден учетной политикой организации.
Настройки учета и отражения документов
Рабочий план счетов является общим для всех организаций, учет по ним осуществляется в единой информационной базе. Для отражения хозяйственных операций используются следующие варианты настройки счетов учета в проводках:
- настройка счетов для применения по умолчанию;
- непосредственное указание счетов в документах, использующих адресацию на статьи активов/пассивов;
- индивидуальное задание счета учета для отдельной хозяйственной операции.
Счета учета, применяемые по умолчанию, можно задать для:
- групп финансового учета номенклатуры;
- групп финансового учета внеоборотных активов;
- групп финансового учета расчетов;
- групп настроек финансового учета доходов и расходов;
- категорий эксплуатации;
- видов подарочных сертификатов;
- видов резервов предстоящих расходов;
- касс и банковских счетов (пример на рис. 1).
Настройка счетов для отражения документов в регламентированным учете в общем случае производится для групп однотипных операций с учетом аналитик и мест учета без привязки к конкретным документам.
Информация о настройках счетов хозяйственных операций в регламентированном учете отображаются в рабочем месте Настройка отражения документов в регламентированном учете.
Здесь же настраиваются непосредственно Счета учета производственных затрат в разрезе подразделений.
Данные, которые требуют отражения в регламентированном учете, формируются документами оперативного учета, бухгалтерскими (не оперативными) операциями и регламентными документами закрытия отчетного периода.
Формирование и контроль проводок по документам
Настройка счетов учета может быть выполнена как до, так и после внесения каждого вида хозяйственных операций, требующих отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
В рабочем месте Отражение документов в регламентированном учете выполняется мониторинг состояния Отражения документов в бухгалтерском учете.
Для контроля состава проводок и их содержания (без стоимостной оценки) в разрезе документов оперативного учета можно сформировать проводки вручную в момент создания документа, они формируются в привязке к первичным документам, что обеспечивает возможность детальной сверки данных бухгалтерских проводок и первичных документов.
Корректировка проводок уже сформированных по документам может быть выполнена двумя способами:
- изменения отражаются непосредственно в проводках документа, при этом обоснование выполненной корректировки указывается в комментарии;
- созданием корректирующего документа — на основании исходного документа создается документ Операция (регл. учет), и корректировка отражается в виде сторнирующих и устанавливающих записей по регистрам бухгалтерского учета.
При повторном проведении документа проводки, введенные вручную, теряют свою актуальность, поэтому для контроля актуальности отражения документов с ручной корректировкой проводок в рамках рабочего места сформирована группа гиперссылок Ручное изменение проводок документов, которая позволяет работать со списками документов, имеющих разный статус отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
В «1С:ERP» поддержан сценарий ведения регламентированного учета, при котором документы оперативного учета отражаются в бухгалтерском и налоговом учете с обязательной их проверкой.
Предусмотрено два варианта доступности изменений проверенных документов (определяются настройками системы):
- с запретом редактирования — проверенные документы недоступны для изменений основному составу пользователей. Проверенный документ открывается для них только в режиме просмотра;
- только уведомительная, без запрета редактирования — проверенные документы доступны для изменения обычным пользователям, после корректировки ранее проверенный документ будет требовать повторной проверки.
Отметку о проверке документов можно установить двумя способами: непосредственно в форме документа и в рамках рабочего места Отражение документов в регламентированном учете.
Отражение документов в регламентированном учете происходит в два этапа:
- указание аналитики отражения при формировании проводки — определяется правилами отражения документов в регламентированном учете;
- расчет стоимостной оценки хозяйственной операции — как результат расчета себестоимости в параметрах выбранной для организации учетной политики.
Получение корректных проводок по всем операциям оперативного учета возможно только в случае формирования проводок в рамках процедуры Закрытия месяца.
Для выявления и анализа расхождений между оперативным и бухгалтерским учетом предназначен отчет Сверка данных оперативного и регламентированного учета.
Отчет позволяет контролировать следующие разделы учета:
- денежные средства;
- себестоимость товаров;
- расчеты с поставщиками;
- расчеты с клиентами;
- расчеты по кредитам и займам;
- расчеты по лизингу;
- прочие расчеты с контрагентами;
- расходы.
Контролируемые сделки
Подготовка уведомления о контролируемых сделках выполняется в специальном рабочем месте Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках за выбранный отчетный год в рамках конкретной организации.
Учет основных средств и объектов строительства
Все инвентарные единицы, по которым ведется контроль в ходе их эксплуатации, должны быть указаны в списке Основные средства.
В параметрах элементов списка Основные средства указываются общие данные, характеризующие сам объект учета. А свойства объекта как основного средства и его учетные параметры указываются в документе Принятие к учету ОС.
Поддерживается полный жизненный цикл оборудования:
- приобретение оборудования;
- монтаж и ввод в эксплуатацию;
- эксплуатация (включая ремонт);
- модернизация;
- разукомплектация;
- частичная и полная ликвидация (продажа).
Используемые отчеты:
- Ведомость по ОС — для анализа сводных данных о стоимости и амортизации основных средств;
- Справка-расчет амортизации ОС — для анализа расчета амортизации;
- Справка-расчет амортизационной премии — для анализа суммы амортизационной премии, принятой в состав расходов текущего периода в соответствии со ст. 259 НК РФ;
- Реестр основных средств — какие основные средства числятся за организацией;
- Структура затрат по ОС — для анализа затрат, отнесённых на основные средства.
В «1С:ERP» реализован учет аренды в соответствии с ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Поддерживаются следующие сценарии:
- Учет у арендодателя:
- операционная аренда;
- передача в аренду;
- арендные платежи;
- позврат предметов аренды;
- передача в аренду по договору ссуды;
- Учет у арендатора:
- поступление в аренду;
- арендные платежи;
- изменение условий аренды: выкуп предметов аренды, возврат предметов аренды;
- возврат обеспечительного платежа;
- расчет ставки дисконтирования, приведенной стоимости, процентов;
- Учет аренды в случаях, когда можно не применять стандарт.
Таким образом обеспечивается учет арендованных ОС, учет ОС, переданных в аренду и учет ОС полученных в лизинг. Также поддерживается ведение договоров лизинга с возможностью настройки счетов учета для обязательств, обеспечительного платежа, выкупа и лизинговых платежей.
Предусмотрены следующие отчеты по контролю арендных обязательств и состояния взаиморасчетов:
- арендованные ОС;
- ведомость расчетов по аренде (лизингу);
- план-фактный анализ оплат и начислений по аренде;
- справка-расчет «Признание расходов по арендованным ОС»
по ведению учета в 1С:ERP?