Программы закупок
Программа закупок используется организациями, ведущими учет по 223-ФЗ и представляет собой закупочный план, который документирует текущие потребности всех отделов организации на определенный период. Программа закупок связывает отдельные документы Строка плана закупок. Создать новый документ и просмотреть ранее созданные программы закупок можно при помощи рабочего места Программы закупок, размещенном в разделе Планирование закупок в подсистеме Корпоративные закупки.
При создании нового документа необходимо указать Заказчика и Период закупок.
При выборе Заказчика в списке организационных единиц, для которых можно создать Программу закупок, отображаются только организации, ведущие учет закупок по 223-ФЗ. Данная настройка расположена в карточке организации.
После заполнения заказчика в табличной части Основные сведения появляются новые реквизиты (Сумма документа, Сумма закупки только у МСП, Процент МСП, Сумма закупки с участием МСП, Не учитывать при расчете закупок доли МСП), которые заполнятся автоматически. Если в документе есть строки плана закупок, в которых используется иностранная валюта, то они отображаются на отдельной закладке Строки в валюте. Также после указания заказчика автоматически вносятся строки плана закупок в табличную часть Позиции.
Документу Программа закупок также присваиваются статусы в зависимости от состояния – «Черновик», «Утвержден», «Размещен» (После размещения в ЕИС) и тд. Каждая строка плана имеет цветовой маркер, отображающий ее состояние. Серым маркером выделены новые строки плана, желтым – измененные, красным – ранее выгруженные в ЕИС, но отмененные в текущей версии плана, зеленым – размещенные на ЕИС.
Для анализа информации о программах закупок в разрезе заключенных договоров по итогам проведения закупочных процедур с отбором по Заказчику или Периоду закупок используется отчет Программа закупок.
Помощник планирования
Помощник планирования создан для ускорения и упрощения работы пользователей. Его использование позволяет быстро проверить корректность зарегистрированной пользователями потребности к закупке и сократить расходы на закупку, проведя замены на разрешенные аналоги. Помощник планирования размещен в разделе Планирование закупок в подсистеме Корпоративные закупки.
Работа с помощником включает в себя 3 этапа. На первом указывается информация о Периоде планирования, дополнительная информация о категорийном менеджере и количестве товарных категорий, дополнительно можно настроить Отбор по периоду. Первый шаг предусматривает следующие проверки:
- наличие правил закупок и положения о закупках по организациям;
Список правил и положений о закупках размещен в подсистеме Общие настройки и справочники в разделе Корпоративные закупки, подраздел Положение о закупках.
- классификация номенклатуры по ОКПД2 (данная классификация обязательна для организаций, ведущих учет по 223-ФЗ);
Данная настройка размещена в карточке номенклатуры в разделе Классификация.
- замена на аналоги – проверка наличия в потребности номенклатуры, по которой разрешена замена на аналоги.
При нажатии на гиперссылку Настроить открывается рабочее место Управление аналогами.
После настройки необходимо нажать кнопку Выполнить для замещения потребностей на аналоги. Настройка выполняется при помощи рабочего места Настройка замены номенклатуры в разделе См.также в подсистеме Корпоративные закупки.
Настроить замены номенклатуры можно несколькими способами – заменой на аналог, заменой на унификат или пересчетом единицы измерения.
Информация о номенклатуре, которая была заменена любым из вышеперечисленных способов, хранится в документе Замены номенклатуры.
В отчетах подсистемы Корпоративные закупки размещены отчеты по анализу потребностей к замещению аналогами и унификатами.
Второй этап – лотирование номенклатуры. Двойным щелчком номенклатуру необходимо перенести в корзину для дальнейшего объединения потребностей в строки плана или лоты.
Итогом работы с помощником планирования является создание документа Строка плана закупок с выбранными лотами при помощи кнопки Сформировать документы.
Формирование документа «Строка плана закупок»
Создание документа Строка плана закупок производится при помощи рабочего места Строки планов закупки, расположенного в разделе Корпоративные закупки.
Закладка Основные сведения содержит основные параметры планируемой закупки. Заполняется реквизит Период – год, в котором планируется проведение закупочной процедуры или тендера. После указания периода закупок автоматически заполняются следующие даты:
- начало подготовки закупки – дата создания закупочной процедуры;
- официальное объявление закупки – дата старта закупочной процедуры и открытие для участников;
- исполнение договора – дата окончания исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам торгов.
Заказчиком выступает организация, от имени которой проводится закупка. Организатор закупки – организация, которая может проводить закупки от имени заказчика. Способ закупки определяется заказчиком и содержит сведения об особенностях закупочной процедуры. Способы проведения закупок делятся на Конкурентные и Неконкурентные.
Конкурентные способы закупки:
- Конкурс – способ отбора предложений поставщиков, при котором заявки на участие подаются вместе с ценовыми параметрами и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Конкурсная закупка также может проводиться в электронной форме и с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
- Аукцион – способ отбора предложений поставщиков, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, затем, при проведении аукциона, участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена. Аукцион может проводиться в электронной форме и с участием МСП.
- Запрос котировок – способ отбора предложений поставщиков путем размещения в ЕИС извещения для неограниченного круга лиц, в которой победителем признается участник закупки, соответствующий установленным требованиям и предложивший наименьшую цену. Запрос котировок может проводиться в электронной форме и с участием МСП.
- Запрос предложений – это способ проведения закупки по ФЗ-223, при использовании которого заказчик организовывает тендер и распространяет информацию о его проведении, после чего принимает заявки и подписывает договор с участником, который наиболее удовлетворяет критерии выбора поставщика. Запрос предложений может проводиться в электронной форме и с участием МСП.
- Квалификационный отбор не является способом закупки, представляя собой отдельную стадию конкурентного способа закупки, которая проводится для отбора претендентов.
- Конкурентные переговоры – это способ проведения закупки, где победитель выбирается среди нескольких исполнителей путем проведения переговоров.
- Редукцион – это способ проведения закупки, при котором участники подают ставки с целью предложить организатору наиболее низкую цену.
Неконкурентные способы закупки подразумевают размещение заказа у заранее установленного исполнителя. К неконкурентным закупкам относится, например, Закупка у единственного поставщика – это способ проведения закупки, при проведении которого заказчик приглашает к исполнению контракта только одного исполнителя и не использует конкурсные процедуры.
ЦФО Исполнитель – это организация или подразделение организации, которое отвечает за операционную составляющую работы.
Условия оплаты представляют собой условия расчетов с поставщиками за товары. Сумма текущего года будет заполнена автоматически при заполнении табличной части Потребности и является общей суммой товаров в документе. Также указывается Валюта, в которой планируется приобретение товаров.
Обязательны к заполнению реквизиты Предмет договора и Общие требования, где кратко описывается дополнительная информация для идентификации закупки на этапе планирования.
Реквизит Товарная категория заполняется значением товарной категории, к которой относятся закупаемые товары. Ответственным указывается сотрудник, формирующий строку плана закупок.
Если организация ведет учет по 223-ФЗ, в документе Строка плана закупок добавляется закладка ЕИС, где вносится информация о размещении в Единой информационной системе.
Для того, чтобы заполнить табличную часть Потребности необходимой номенклатурой, можно воспользоваться кнопкой Добавить и вручную внести обязательные к заполнению реквизиты или воспользоваться подбором из потребностей.
Форма выбора потребностей автоматически заполняется номенклатурой из всех Заявок на обеспечение, сформированных организацией-заказчиком. Дополнительно настраивается отбор по товарным категориям, месту поставки, ЦФО потребителю, номенклатуре или документу планирования (заявке на обеспечение). Для выбора необходимой потребности в списке используется кнопка Выбрать потребность, после чего номенклатура попадает в список Выбранные потребности. После заполнения Формы выбора потребностей все данные необходимо перенести в документ Строка плана закупок.
Отображение информации в табличной части можно настроить в виде кросс-таблицы или в виде списка.
В режиме списка доступна кнопка Уточнение потребностей, при нажатии на которую можно увидеть расшифровку потребностей выбранной номенклатуры за каждый месяц текущего года в виде итоговой суммы и количества.
При нажатии на кнопку График поставок будет сформирован отчет по поставкам номенклатуры в Строке плана закупок.
Как и в документе Заявка на обеспечение, документ Строка плана закупок требует прохождения различных видов контроля.
После заполнения всех табличных частей и прохождения контроля необходимо отправить документ на согласование, после чего, в зависимости от этапов согласования, документу присваивается соответствующий статус – «Утвержден», «Размещен» и т.д.
консультанта или программиста 1С?