Чем представительство отличается от ООО с иностранными инвестициями. Если иностранная компания решила открыть бизнес в России, у нее есть три варианта оформления:
Филиал – по сути, это такая же организация, как и основная компания, но для нее есть законодательные таможенные и валютные ограничения.
Представительство – если не будет вестись коммерческая деятельность, а обособленное подразделение создается за пределами местонахождения основной компании с целью представления и защиты ее интересов.
Дочернее (совместное) предприятие – ООО или АО. Это отдельное юрлицо, в отличие от двух предыдущих форм. Оно отвечает само за себя по налогам, сборам, иным платежам. Если доля капитала иностранной компании в уставном капитале от 50 до 100%, она считается дочерней, если меньше 50% – совместной. ООО проще, дешевле в регистрации, АО сложнее.
Документы для открытия и аккредитации
Пакет документов для открытия бизнеса в России отличается в зависимости от формы, которую выбрал иностранный учредитель.
Алгоритм открытия филиала (представительства):
1. Разработка Положения о филиале. Порядок управления филиалом и в целом работа филиала регулируется специальным положением, требования к содержанию которого перечислены в ст. 22 закона № 160-ФЗ. В положении должны быть указаны:
- наименование ИЮЛ и его филиала;
- организационно-правовая форма ИЮЛ;
- местонахождение филиала на территории РФ;
- адрес места нахождения ИЮЛ в стране регистрации;
- цели создания, открытия и виды деятельности филиала;
- порядок управления филиалом.
Помимо указанных сведений в положение о филиале ИЮЛ могут включаться и иные аспекты, которые:
- отражают нюансы работы филиала;
- не противоречат российскому законодательству.
Руководство филиалом ИЮЛ осуществляется назначенным уполномоченным органом ИЮЛ руководителем (директором, генеральным директором и др.). Полномочия назначенного руководителя:
- должны подтверждаться выданной ИЮЛ доверенностью;
- могут быть передоверены другому лицу при соблюдении норм ст. 187 ГК РФ.
2. Подготовка документов, их перевод на русский язык и нотариальное заверение (а в ряде случаев – консульская легализация или апостили). Потребуется Решение о создании филиала, учредительные документы, выписку из реестра юрлиц и подтверждение статуса налогоплательщика. Все бумаги должны быть «возрастом» не более года на дату подачи заявления.
3. Заверение данных о количестве работников в ТПП (если речь о не о СМИ, банках и авиакомпаниях).
4. Оплата госпошлины в ФНС за аккредитацию.
Аккредитация проводится в ИФНС №47 по городу Москве. Для аккредитации ко всем перечисленным документам надо будет представить дополнительно два экземпляра описи и документ об уплате госпошлины.
Важно: если данные в документах изменились, потребуется переаккредитация.
Алгоритм открытия ООО с иностранным участием:
- Сбор документов учредителя.
- Разработка структуры компании, состава учредителей и назначение гендиректора. Если это будет иностранец, потребуется заранее оформить рабочую визу, нотариально заверенный перевод его документов и разрешение на работу.
- Определение налогового режима и юрадреса. Необходимо предоставить гарантийное письмо о предоставлении помещения и адреса для регистрации компании, договор аренды (праве собственности).
- Подготовка Устава и прочих учредительных документов.
- Заполнение на русском языке заявления о регистрации по форме Р11001 приказ ФНС России
№ ММВ-7-14/681@ от 26.12.2014) и нотариальное заверение подписей на нем.
Постановка на учет в налоговую
После аккредитации филиала (представительства) наступает следующий этап – постановка на налоговый учет. По существу, она уже произошла, но необходимо в территориальном отделении ФНС получить свидетельство о постановке на учет. Вслед за этим филиалу надо получить уведомление об учете в статрегистре и коды статистики, встать на учет в СФР и открыть расчетный счет. Если на учет встает ООО, ему нужно оплатить госпошлину за открытие ООО и обратиться в ФНС по месту нахождения будущего ООО. Для регистрации надо подготовить: Заявление Р11001, Решение о создании ООО, Устав (2 экз.), Паспорт заявителя (представителя, Гарантийное письмо и подтверждение использования юрадреса, Если будет использоваться УСН – соответствующее заявление, Документ, подтверждающий статус, если учредитель – зарубежное юрлицо.
Особенности набора и аккредитации сотрудников
После того как все процедуры по открытию бизнеса завершены, можно приступить к подбору персонала. Если работодатель будет принимать (или переводить) иностранных специалистов, их надо аккредитовать. Лиц с российским гражданством аккредитовать не нужно. Аккредитацию проводит ТПП. Она занимает до полугода, но главное начать процедуру – тогда сотрудник получит временное свидетельство, которое даст ему право работать. В пакет документов входит:
- заявление о аккредитации, с подписью руководителя;
- поручение на обработку персональных данных аккредитуемого сотрудника;
- свидетельство № 15СвФП и информационный лист № 15ЗФП;
- доверенность о полномочиях руководителя (на русском языке, нотариально заверенная);
- 2 экземпляра автобиографии работника по образцу ТПП, с фотографиями и личной подписью;
- 2 фотографии 3*4, копия страницы паспорта с основными данными о сотруднике, при наличии – оригинал аккредитационной карточки от Государственной регистрационной палаты.
Обязательно запомните, что иностранному сотруднику также надо встать на миграционный учет.
Постановка на учет в Пенсионный Фонд России и Фонд Социального Страхования
Компания, как работодатель, должна быть там зарегистрирована и платить взносы за работников.
В каждую инстанцию вам нужно подать заявления о постановке на учет и документы, подтверждающие статус филиала. После этого вы получите уведомления о постановке. В них вам укажут нужный для отчетности регистрационный номер.
На этом шаге филиал считается полностью зарегистрированным, но нужно пройти еще несколько процедур.
Открытие расчетного счета в банке. Чтобы открыть счет, нужно предоставить банку документы о регистрации филиала или представительства.
Важно: Банки требуют личного присутствия руководителей иностранных организаций, и отказываются открывать счет без них. Это их внутренняя политика и их право — переубедить банк не получится. В редких случаях банки этого не требуют, но обычно руководителю все же приходится приезжать.