Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.
Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
С чего начать воинский учет: 10 шагов
Компанию, которая никогда не вела воинский учет, нужно поставить на учет в военкомате — по месту регистрации фирмы. Если в компании есть филиалы, ставить организацию на военный учет в каждом отдельном городе не нужно.
По закону компании обязаны вести воинский учет работников, с которыми у них заключен трудовой договор. Если в организации есть самозанятые сотрудники, которые работают по договору ГПХ, вести учет по ним не нужно.
Единых шаблонов по процедуре постановки на воинский учет нет. Для уточнения порядка действий лучше обратиться в местный военкомат. Мы разберем основные шаги и документы, которые могут пригодиться для постановки на воинский учет.
Шаг 1. Определяем военнообязанных в организации
Кто подлежит воинскому учету
Воинский учет касается всех мужчин — граждан РФ, которые постоянно проживают в России, не освобождены от воинской обязанности, не проходят военную службу. А также женщин с военно-учетной специальностью: например, врачей, геодезистов, связистов и других.
Ставить на учет нужно:
- Не зачисленных в запас призывников от 18 до 27 лет. А с 1 января 2024 года — до 30 лет;
- Тех, кто отслужил и уволился в запас;
- Мужчин, которые не служили без законных оснований для отсрочки или потому, что были освобождены от призыва;
- Тех, кто успешно отучился на военных кафедрах и в военных вузах;
- Тех, кто прошел альтернативную гражданскую службу;
- Женщин с ВУС.
Освобождены от воинского учета:
- Те, кого признали не годным к службе по состоянию здоровья;
- Те, кто постоянно живет за границей;
- Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки;
- Женщины без военно-учетной специальности.
Шаг 2. Собираем документы военнообязанных
Запросите у военнообязанных сотрудников документы воинского учета и проверьте отметку в паспорте. На 13 странице в паспорте должен стоять штамп «Обязан(а) исполнять воинскую обязанность».
Среди документов могут быть:
- Военный билет;
- Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу — для призывников;
- Временное удостоверение или справка, выданные взамен военного билета.
Документы ВУ входят в перечень обязательных, предъявляемых кандидатом при поступлении на работу (ст. 65 ТК).
Если у сотрудника нет этих документов, вручите ему направление для постановки на воинский учет.
Если в документах воинского учета, которые предоставил сотрудник, есть неоговоренные исправления, неточности и подделки, неполное количество листов, сообщите об этих фактах в военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня их выявления.
Шаг 3. Заполняем карточку организации
Для председателя районной комиссии нужно предоставить карточку по форме №18. Контактные данные председателя можно уточнить в управе или администрации административного субъекта, где зарегистрировано юрлицо.
Форма № 18 карточки организации по форме.
Требования в регионах различаются: где-то карточка предоставляется только в районную комиссию, а где-то — и в военный комиссариат. Надежнее составить ее в трех экземплярах: для районной комиссии по бронированию, для военкомата и для самой организации.
После постановки на учет каждой организации присваивают регистрационный номер. Его проставляют в карточке по форме 18 — в правом верхнем углу. Если в номере будет индекс Б, организации нужно вести еще и специальный воинский учет. Подробную информацию о нем можно получить только в военном комиссариате.
Шаг 4. Выпускаем приказ и план работ
В приказе нужно прописать ответственное лицо и указать тех, кто будет заниматься учетом, когда назначенные сотрудники будут на больничном, в отпуске или отсутствовать по другим причинам.
Также нужно подготовить план работы по ведению воинского учета на год. План работ — это документ, в котором прописаны все мероприятия, связанные с воинским учетом на текущий год. В плане должна быть подпись руководителя компании и сотрудника, ответственного за воинский учет, а также печать, если она есть. В случае необходимости план можно корректировать.
Шаблон приказа о воинском учете.
Форма плана работ — приложение № 17 к Методическим рекомендациям генерального штаба.
Приказ — обязательный документ, регулирующий воинский учет. Если в должностных обязанностях кадрового работника нет таких полномочий и нет приказа, он не становится ответственным за воинский учет по умолчанию. Скорее всего, штрафовать в таком случае будут руководителя организации.
Шаг 5. Ставим на учет и согласовываем приказ
Когда все основные документы заполнены, ответственному лицу нужно лично поставить организацию на учет, а также согласовать приказ и план работ в военном комиссариате. Список военных комиссариатов и адреса можно узнать на сайте Министерства обороны.
Если на конкретной территории нет действующего военкомата, сведения подают в муниципалитет сельского поселения или городского округа.
Шаг 6. Организуем помещение для хранения документов
После подачи документов компания получает справку о постановке на воинский учет. Для хранения военно-учетных документов руководитель организации должен выделить помещение и поставить железные шкафы. Доступ к ним должен быть только у сотрудников, ответственных за воинский учет.
Шаг 7. Организуем карточки сотрудников
Карточку формы № 10 необходимо заполнить на следующих сотрудников:
- Мужчин призывного возраста;
- Мужчин и женщин, являющихся военнообязанными и пребывающих в запасе.
В карточку по форме № 10вносят личные данные сотрудника: сведения об образовании, месте работы, должности, семейном положении, месте жительства или месте пребывания (на срок более трех месяцев).
Карточка по форме № 10.
Размер карточки — 210×297 мм, она состоит из лицевой и оборотной стороны. На первой нужно указывать личные данные, на второй — информацию о воинском учете, приемах и увольнениях, а также дополнительные сведения.
Данные нужно вносить шариковой ручкой с чернилами черного, синего или фиолетового цвета разборчивым почерком без помарок. Карандашом можно вписывать семейное положение, место жительства, телефон работника — если данные изменятся, вы сможете поправить их, а не переписывать карточку заново.
Данные в карточке нужно актуализировать каждый раз, если сотрудник женился, развелся, получил диплом, перевелся на другую должность, сменил место жительства. А также сообщать об этом в военкомат в течение пяти дней после внесения изменений в картотеку.
Карточки сотрудников необходимо хранить и в электронном, и в бумажном виде. Вносить какие-либо изменения в базу данных электронных карт, а также распечатывать их, можно только ответственному за воинский учет в организации.
Если ранее в организации вы использовали для учета старые карточки по форме Т-2, нужно завести новые — по форме № 10.
Шаг 8. Организуем картотеку
Для работы с карточками нужно организовать картотеку. Все документы в ней должны быть распределены в строгой очередности, а также в алфавитном порядке согласно разделу:
- Первый раздел — карточки офицеров запаса;
- Второй раздел — карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
- Третий раздел — карточки военнообязанных запаса женского пола;
- Четвертый раздел — карточки призывников.
Если в вашей организации на воинском учете более 500 человек, добавьте пятый раздел — в него помещаются карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах о вручении мобилизационных предписаний.
Карточки сотрудников, снятых с воинского учета, храните отдельно от картотеки. Их нужно сверять с военным комиссариатом. После сверки можно уничтожить, но обязательно составить акт об уничтожении.
Шаг 9. Отправляем сведения о сотрудниках в военкомат
Карточки сотрудников по форме №10 и сведения о сотрудниках в запасе нужно направить в военкомат. Далее сверку данных нужно проводить раз в год — дату сверки назначает военкомат.
Список граждан, пребывающих в запасе.
Эти сведения в военкомат можно передавать или лично, или по почте — электронного документооборота пока нет.
Шаг 10. Организуем отдельное делопроизводство
Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (П. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учёта в организациях).
Уточнить названия и количество папок для целей отдельного делопроизводства можно в районном военном комиссариате.
Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.
У каждой папки в делопроизводстве должно быть название. Как пример:
- Папка № 1 «Законодательные и нормативно-правовые акты по воинскому учету ГПЗ»;
- Папка № 2 «Документы по ведению воинского учета»
- Папка № 3 «Картотека личных карточек военнообязанных сотрудников».
Специалисты компании «EFSOL», одни из немногих в стране, кто имеет большой опыт в регистрации производственных кооперативов и последующем сопровождении их деятельности, ведении бухгалтерского учета.
Если Вам необходимо зарегистрировать производственный кооператив, пишите нам в EFSOL бот ЗАКАЗАТЬ или ОФОРМИТЕ ЗАЯВКУ НА САЙТЕ