ООО “Ромашка” приобрела материалы для управленческих нужд – салфетки для оргтехники.
По учетной политике организации:
- с 01.01.2021 применяется ФСБУ 5/2019;
- в бухгалтерском учете запасы (материалы) для управленческих нужд учитываются в расходах на дату приобретения (в соответствии с п. 2 ФСБУ 5/2019 в отношении запасов для управленческих нужд организация не применяет настоящий Стандарт);
- в налоговом учете запасы (материалы) для управленческих нужд учитываются в расходах на дату списания со склада (при выдаче в эксплуатацию);
- используется общая система налогообложения, применяется метод начисления и ПБУ 18/02 (балансовый метод).
Для учетa поступления материалов для управленческих нужд необходимо создать Документ “Поступление (акт, накладная, УПД)”.
- Перейдите в раздел: Покупки – Поступление (акты, накладные, УПД).
- Кнопка Поступление, вид операции документа – “Товары (накладная, УПД)”.
- В поле Склад выберите склад, где будут храниться управленческие материалы до передачи их в использование (если учет в программе ведется по складам).
- По кнопке Добавить заполните табличную часть документа:
- в колонке Номенклатура выберите из справочника “Номенклатура” приобретенные для управленческих нужд материалы (вид номенклатуры – “Малоценное оборудование и запасы”);
- по ссылке в колонке Счет учета откройте форму “Счета учета” и выберите счет затрат, на который списывается стоимость управленческих материалов в бухгалтерском учете (счет 26 “Общехозяйственные расходы”) и аналитику к нему (автоматически подставляется предопределенная статья затрат “Малоценное оборудование и запасы” с видом расхода “Материальные расходы; если учет в программе ведется по подразделениям, выберите подразделение затрат);
- заполните остальные колонки – укажите количество, цену, ставку НДС.
- Заполните остальные поля документа.
- Кнопка Провести.

Рисунок 1 – Поступление материалов для управленческих нужд
По кнопке Дт/Кт посмотрите результат проведения документа.

Рисунок 2 – Результат проведения документа Поступление материалов
В бухгалтерском учете в соответствии с учетной политикой организации (на основании п. 2 ФСБУ 5/2019) стоимость запасов (материалов), предназначенных для управленческих нужд, учтена в расходах на дату приобретения, в налоговом учете стоимость будет учтена в расходах на дату передачи этих запасов в эксплуатацию.
Принятие Входного НДС принят к вычету: Документ “Счет-фактура полученный”
- Заполните поля Счет-фактура № и от в документе поступления, нажмите кнопку Зарегистрировать или проведите документ поступления. Автоматически будет создан документ Счет-фактура полученный, его поля будут заполнены данными из документа-основания, а в форме документа-основания появится ссылка на созданный документ.
- По ссылке откройте документ Счет-фактура полученный. Проверьте заполнение полей документа и установленный флажок Отразить вычет НДС в книге покупок. Если флажок снять, то вычет отражается регламентным документом Формирование записей книги покупок.
По кнопке Дт/Кт посмотрите результат проведения документа.

Рисунок 3 – Результат проведения документа Счет-фактура полученный
Передача материалов для управленческих нужд в эксплуатацию оформляется Документом “Расход материалов”.
- Раздел: Склад – Расход материалов (Требования-накладные).
- Кнопка Создать.
- В поле Вид операции выберите “Использование материалов”.
- В поле Склад выберите склад, с которого материалы (запасы) передаются в эксплуатацию (если учет в программе ведется по складам). Выбранный склад будет отображаться в печатной форме М-11 в графе “Отправитель”.
- По кнопке Добавить заполните табличную часть документа. Проверьте, что в колонке Счет учета указан счет 10.21.1.
- Кнопка Провести.
- Для отображения печатной формы документа по форме М-11 используйте кнопку Печать.

Рисунок 4 – Расход материалов для управленческих нужд
По кнопке Дт/Кт посмотрите результат проведения документа. В налоговом учете стоимость материалов для управленческих нужд учтена на дату передачи в эксплуатацию, в бухгалтерском учете списано только количество материалов, их стоимость была учтена в расходах в момент приобретения.

Рисунок 5 – Результат проведения документа Расход материалов
Поскольку в бухгалтерском и налоговом учете стоимость материалов для управленческих нужд списывается в разные моменты времени (в бухгалтерском учете – в момент приобретения, в налоговом учете – в момент передачи в использование), в соответствии с ПБУ 18/02 в оценке этих материалов в момент списания стоимости в бухгалтерском учете возникнет временная разница и соответствующий ей отложенный налоговый актив (ОНА), который будет погашен в момент списания стоимости в налоговом учете. Если списание стоимости материалов для управленческих нужд в бухгалтерском и налоговом учете произошло в пределах одного месяца, признание и погашение ОНА в учете не отразится.