+7 495 230 03 03 8 800 222 50 03
Корпоративное право

Юридическая памятка интернет-проекта

2020 год стал бумом для интернет-проектов и раскрыл у многих таланты инфо-бизнесменов. Удаленка заставила бизнес перенести свои товары в интернет-магазины, сферу образования открыть онлайн-классы для студентов и школьников.

Интернет безграничен в возможностях, но для организации легитимного бизнеса онлайн есть свои особенности. Предлагаем вам памятку по важным юридическим вопросам организации интернет-проекта. Если вы только создаете свой бизнес, эта инструкция убережет вас от финансовых потерь, а если у вас уже есть готовый онлайн-бизнес, то поможет проверить наличие уязвимых сфер прямо сейчас.

Юридическая памятка интернет-проекта выглядит так:

1. Анализ бизнес-модели

Необходимо убедиться, что товары/услуги/ работы, которые вы собираетесь продавать онлайн можно продавать в таком формате.

Например, запрещено продавать дистанционно :

  • вооружение и оружие без лицензии( в т.ч. сувенирное);
  • психотропные вещества и яды;
  • драгоценности и ювелирные украшения без клеймения (государственных пробирных клейм, а также оттисков именников) и потребительской упаковки;
  • средства защиты, например, газовый баллончик;
  • смартфоны,компьютеры, телевизоры “Смарт ТВ” без российского ПО (Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2020) );
  • видеокамеры и диктофоны, предназначенные для негласного применения;
  • алкогольная и табачная продукция;
  • взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества;
  • животные и растения, входящие в Красную книгу, изделия из шкур и кости;
  • продукция и предметы, на которые лицо, осуществляющее торговлю, не имеет прав;
  • товары без наличия обязательной маркировки.

Полный список товаров регулируется Указом Президента РФ от 22.02.1992 №179 (ред. 17.03.2020) и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463.

Важно! Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 о правилах продажи товаров дистанционным способом утратило силу с 01.01.2021 г.

Наиболее популярная онлайн-продажа одежды, обуви, товаров для дома и офиса, бытовой техники, кормов для птиц и животных, продуктов питания (хотя здесь есть особенность: запрещены к пересылке скоропортящиеся продукты).

Анализ бизнес-модели – это основа законности вашего бизнеса онлайн и устранение одного из рисков блокировки вашего интернет-сайта.

2. Юридическая организация бизнеса

ООО и ИП – что выбрать для юридической организации интернет-проекта? В чем их разница?

Каждая форма регистрации имеет свои “плюсы” и “минусы”, они касаются регистрации, организации бухгалтерского и налогового учета, сдачи отчетности, возможного количества участников и вывода денежных средств.

Рекомендуем использовать следующие критерии для выбора:

ИП, если вы:
  • только начинаете бизнес и хотите максимально упростить процессы и сократить расходы;
  • работаете в одиночку;
  • хотите свободно распоряжаться выручкой;
ООО, если вы:
  • планируете работать командой или не в одиночку (с партнером или инвестором);
  • планируете задействовать кредитные средства для развития бизнеса (юр. лицу проще взять кредит в банке);
  • хотите стать узнаваемым на рынке (создать свой бренд или зарегистрировать товарный знак);
  • готовы к объемам и организации бухгалтерского, налогового,кадрового учета в полном объеме.

3. Документы на сайт

Базовый набор документов для работы сайта:

  • Политика конфиденциальности, если ваш сайт обрабатывает личные данные пользователей (например, они заполняют формы для контактов, регистрируются на сайте).
  • Пользовательское соглашение (регулирует отношения, связанные с бесплатным использованием сайта)
  • Оферта на заключение договора на оказание платных услуг, который можно заключить дистанционно. Поскольку сам термин «оферта» подразумевает некоторую процедуру и является механизмом заключения договора, обязательно должен быть прописан порядок акцепта, то есть действия, которые обязан выполнить пользователь, для того, чтобы договор считался заключенным.

Важно! Не забудьте о регистрации в Роскомнадзоре как оператора, осуществляющего обработку персональных данных, иначе можете финансово пострадать!

Штрафы Роскомнадзора за нарушение законодательства в области обработки персональных данных варьируются (редакция от 02.12.2019 г):

  • от 1-3 тысяч до 100 тысяч рублей для физических лиц;
  • от 3-800 тысяч рублей для должностных лиц;
  • от 5-20 тысяч рублей для ИП;
  • от 15 тысяч до 18 млн. рублей для юридических лиц.

Проверить наличие организации в Реестре операторов, которые осуществляют обработку персональных данных, можно по ссылке.

Лучший способ оградить себя и свою компанию от наложения штрафа – выполнить требования Закона 152 ФЗ “О персональных данных”. Обратитесь к нашим специалистам и они помогут вам в этих юридических аспектах в кратчайшие сроки!

4. Защита конфиденциальности и интеллектуальных прав

Если вы хотите установить режим конфиденциальности для некоторой информации, заключайте специальное соглашение и прописывайте в нем, какую именно информацию нельзя разглашать и какой штраф или санкция за это правонарушение предусмотрена.

Соглашение о неразглашении можно заключать с сотрудниками и контрагентами.

Если вы вкладываете деньги в автоматизацию бизнеса или собственную интеллектуальную разработку, всегда оформляйте исключительное право на результат интеллектуальной деятельности(РИД). Иначе не исключено, что вашу оплаченную разработку могут массово перепродавать третьим лицам.

Для оформления интеллектуальных прав (РИД) необходимо заключить:

  • Договор авторского заказа, желательно с подробным техническим заданием, если делаете заказ внешним разработчикам ПО.
  • Договор о передаче исключительного права на РИД, если автор передает вам исключительные права за вознаграждение.

Важно! Не забудьте оформить служебное задание, если РИД создается вашими штатными сотрудниками.

5. Использование внешних материалов на сайте

Это важный пункт, если вы планируете использовать чужие фотографии или видео-материалы. Поскольку есть риск получить претензию о нарушении авторских прав.

Но всегда есть альтернатива – договориться с автором или использовать другие доступные варианты фото-материалов бесплатно:

  • Фотостоки.
  • Если вы не хотите покупать фотографию, то можно пользоваться бесплатным разделом.
  • Фотографии с лицензией Creative Commons (6 видов разных лицензий с разным объемом прав).
  • Бесплатные картинки, размещенные на Google.
  • Фотографии из общественного достояния. Спустя 70 лет после смерти автора фотографии попадают в эту категорию. Для поиска можно использовать эту ссылку.

6. Использование касс

Если вы продаете товары через интернет-магазин, то обязаны заниматься кассовыми операциями самостоятельно или с привлечением компаний, осуществляющих кассовое обслуживание.

Однако текущая практика онлайн-торговли показывает, что это не проблема. Большинство ритейлеров и маркетплейсы давно и успешно интегрировали софт онлайн-касс и автоматизировали процессы оплаты и направления чека по электронной почте.

Вы можете подключить к интернет-магазину онлайн-кассу. Закон № 54-ФЗ и поправки к нему подробно прописывают, как вести учет и применять контрольно-кассовую технику.

Ссылки на акты законодательного регулирования торговли через интернет:
  • Гражданский кодекс РФ, ст. 497.
  • Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 (ред. от 17.03.2020).
  • Закон “О защите прав потребителей”, ст. 26.1.
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463.
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 №1956.
  • Закон “О рекламе”.
  • Закон 152 ФЗ “О персональных данных”.
  • Два письма Роспотребнадзора : № 0100/2569-05-32 от 08.04.2005 и № 0100/10 281-07-31 от 12.10.2007.
Дата публикации: 9 марта 2021
Не нашли ответа на свой вопрос?

Смотрите также

Обсуждение материала

Содержание

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.