В «1С:ERP» 2.5 реализован учет аренды в соответствии с ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (далее «стандарт»). Стандарт устанавливает, как вести учет аренды арендатору и арендодателю. Стандарт обязателен к применению, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год.

В случае если договор аренды имущества заключен на срок более 12 месяцев, то арендатор должен признавать арендованное имущество как право пользования активом (ППА) (п.10 ФСБУ 25/2018). Объект учета аренды после признания в качестве ППА всегда учитывается в бухгалтерском учете на балансе арендатора. Также для аренды особенностей учета доходов и расходов в Налоговом кодексе не установлено.

Договора аренды заносятся в разделе Внеоборотные активы - Договоры аренды (лизинга).

Договоры аренды и лизинга в 1С:ERP

Рисунок 1 — Договоры аренды (лизинга)

В договоре на вкладке Основное указывается основная информация по договору, сторонах договора арендаы.

Договор аренды вкладка Основное в 1С:ERP

Рисунок 2 — Договор аренды (создание) вкладка Основное

На вкладке Параметры договора указывается:

  • валюта договора;
  • будет ли оплата в иностранной валюте;
  • будет ли обеспечительный платеж (аванс по договору аренды, который будет закрываться весь срок аренды);
  • в каких учетах будет отражаться договор аренды (где будут начисляться проценты);
  • способ определения стоимости предмета аренды (известна ли справедливая и негарантированная стоимость предмета аренды).
Вкладка Параметры договора Договора аренды в 1С:ERP

Рисунок 3 — Вкладка Параметры договора Договора аренды

На вкладке Учетная информация необходимо занести:

  • группу финансового учета по договору аренды (счета учета будут заполняться из группы финансового учета);
  • статью расходов (со своим ГФУ - счет учета), куда будут относиться затраты при отражении услуг по аренде;
  • статью расходов (со своим ГФУ - счет учета), куда будут относиться затраты при начислении процентов по аренде.
Вкладка Учетная информация Договора аренды в 1С:ERP

Рисунок 4 — Вкладка Учетная информация Договора аренды

На вкладке Расчеты по договору заключаем новый договор аренды. В документе Заключение договора аренды на вкладке Расчеты по договору заносятся:

  • показатели договора;
  • обеспечительный платеж;
  • сумма услуг по аренде;
  • ставка НДС;
  • сумма НДС по договору;
  • дата первого платежа (обеспечительного и основного);
  • срок аренды (до дней);
  • периодичность и сумма оплат и начислений.

График оплат и начислений система рассчитает автоматически.

Вкладка Расчеты по договору Договора аренды в 1С:ERP

Рисунок 5 — Вкладка Расчеты по договору Договора аренды

На вкладке Предмет аренды необходимо завести объект эксплуатации для предмета аренды, а также указать начальную стоимость и конечную стоимость (в зависимости от выбранного способа определения стоимости предмета аренды).

Рассчитанная автоматически стоимость без НДС не должна быть больше расходов по аренде.

Также указывается статья расходов для 08.04.2.

На вкладке Дисконтирование отражается ставка аренды (её нужно вносить в зависимости от выбранного способа определения стоимости предмета аренды), сумма аренды и рассчитанный график процентов.

Вкладка Дисконтирование Договора аренды в 1С:ERP

Рисунок 6 — Вкладка Дисконтирование Договора аренды

График начислений в Договоре аренды в 1С:ERP

Рисунок 7 — График начислений в Договоре аренды

График процентов в Договоре аренды в 1С:ERP

Рисунок 8 — График процентов в Договоре аренды

После заполнения документа Заключение договора, на его основании необходимо ввести документ Принятие к учету ОС.

Создание документа Принятие к учету ОС в 1С:ERP

Рисунок 9 — Создание документа Принятие к учету ОС

В документе "Принятие к учету ОС" отразить всю необходимую информацию, как при принятие обычного ОС, за исключением:

  • не нужно указывать ликвидационную стоимость (на вкладке Основные средства);
  • на вкладке Параметры учета, порядок включения стоимости в расходы - стоимость не включается в расходы (в НУ образуются временные разницы на счете 01.03).
Принятие к учету ОС в 1С:ERP

Рисунок 10 — Принятие к учету ОС

В конце месяца создаем документ Поступление услуг по аренде.

Поступление услуг по аренде в 1С:ERP

Рисунок 11 — Поступление услуг по аренде

Если в договоре аренды все указано верно, то документ заполнится автоматически по кнопке Заполнить на вкладке Начисление.

Заполнение Поступления услуг по аренде в 1С:ERP

Рисунок 12 — Заполнение Поступления услуг по аренде

Необходимо только вручную заполнить расчетный документ для обеспечительного платежа. Все дальнейшие действия система будет выполнять автоматически при закрытии месяца – формируется документ Начисление процентов по аренде" (в НУ формируются постоянные разницы).

На основании заключенного договора аренды при необходимости ( например отсрочка платежа на 3 месяца) можно создать документ Изменение условий договора аренды.

Создание документа Изменение условий аренды в 1С:ERP

Рисунок 13 — Создание документа Изменение условий аренды

Заполняем документ, на вкладке Основное ставим дату вступления изменений.

Изменение условий договора аренды в 1С:ERP

Рисунок 14 — Изменение условий договора аренды, вкладка Основное

На вкладке Расчеты по договору меняем срок аренды (в нашем примере увеличиваем на 3 месяца).

Изменение условий договора аренды, вкладка Расчеты по договору в 1С:ERP

Рисунок 15 — Изменение условий договора аренды, вкладка Расчеты по договору

Также можно отредактировать график оплат.

Редактирование графика оплат в договоре аренды в 1С:ERP

Рисунок 16 — Редактирование графика оплат в договоре аренды

Затем, после изменения графика платежей, во вкладке Дисконтирование пересчитываем стоимость и проценты.

Изменение условий договора аренды, вкладка Дисконтирование в 1С:ERP

Рисунок 17 — Изменение условий договора аренды, вкладка Дисконтирование

Нужна помощь
по ведению учета в 1С:ERP?
Наши специалисты готовы предоставить консультацию или провести корпоративное обучение!
Не нашли ответа на свой вопрос?
  • Добрый день. Подскажите, есть инструкция по ведению учета (БУ и НУ) Финансовой аренды (по ФСБУ 25/2018) со стороны АРЕНДОДАТЕЛЯ? Организация ( на ОСНО) сдает в аренду с последующим выкупом Транспортное средство. Какими документами необходимо отразить - передачу ТС арендатору, формирование Чистой инвестиции в аренду, начисление процентов по доходу, начисление и получение арендных платежей, выкуп ТС. Спасибо.
Содержание

Есть вопросы?

Закажите звонок специалиста!

Есть вопросы?

Закажите звонок специалиста!
*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных