Теория и терминология
Лизинг – это одна из форм кредитования. Аренда основных средств на длительный срок с последующим выкупом. Выгода очевидна – бизнес получает возможность использовать транспортные средства, производственное оборудование, сооружения и другие объекты недвижимости в своей хозяйственной деятельности без единовременных крупных вложений.
Договор лизинга – это соглашение, где устанавливаются сроки, стоимость предмета лизинга и суммы арендных ежемесячных платежей. Условия перехода права собственности от лизингодатель к лизингополучателю и способ учета. Имущество по лизинговому договору учитывать одним из способов:
- на балансе лизингополучателя;
- на балансе лизингодателя.
При учете «на балансе лизингодателя» имущество отражается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». В случае способа учета «на балансе лизингополучателя», ставим на учет с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Важно!
Начиная с 2022 года, балансодержателем для целей учета налога на прибыль и налога на имущество всегда будет лизингодатель. Это закреплено законодательно поправками от 29.11.2021 N 382-ФЗ:
- 10) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки). В случае, если в состав лизинговых платежей включена выкупная стоимость предмета лизинга, подлежащего по окончании срока действия договора лизинга передаче лизингополучателю в собственность на основании договора купли-продажи, лизинговые платежи учитываются в составе расходов за минусом этой выкупной стоимости.
- В соответствии с п. 49 «3. Имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя)».
Какие счета учета используются при отражении лизинговых операций
Для отражения лизинговых операций в учете используются следующие предопределенные субсчета счета 76.07 «Расчеты по аренде»:
- 76.07.1 «Арендные обязательства»
- Кредит – стоимость объекта основного средства, указанная в договоре в корреспонденции со счетом вложений во внеоборотные активы.
- Дебет – ежемесячные начисления в корреспонденции со счетом учета начисления лизинговых обязательств.
- После полного погашения лизинговых обязательств сальдо по данному договору будет равно нулю. Если учет имущества ведет Лизингодатель, этот субсчет не используется.
- 76.07.2 «Задолженность по арендным платежам»
- Кредит – начисления ежемесячных обязательств.
- Дебет – оплаты лизинговых платежей.
- 76.07.3 «Авансы по договорам аренды»
- Кредит – зачет аванса в течение срока действия договора.
- Дебет – оплата аванса.
- 76.07.4 «Выкуп арендованного имущества»
- Кредит – зачет аванса в течение срока действия договора.
- Дебет – оплата аванса.
- 76.07.5 «Проценты по аренде»
- Кредит – начисление процентов.
- Дебет – оплата процентов.
- Субсчет используется для отражения суммы начисленных процентов в случае учета по ФСБУ 25/2018.
- 76.07.9 «НДС по арендным обязательствам»
- Кредит – сумма НДС от полной суммы всех лизинговых платежей.
- Дебет – НДС, принимаемый к вычету при отражении лизинговых документов.
Приобретение и принятие к учету лизингового имущества
Договор предмета лизинга
Заходим в раздел Внеоборотные активы – Аренда – Договоры аренды (лизинга). На вкладке Основное указываем:
- Название договора
- Номер и дату
- Данные сторон, заключающих договор лизинга
Указываем Параметры договора:
- Балансодержатель. В нашем примере договор заключен в 2022 году, поэтому данные по балансодержателю не активны, сразу установлен признак Арендодатель.
- Валюта расчетов.
- Обеспечительный платеж. Указываем его в договоре, если предусмотрен авансовый платеж с последующим ежемесячным зачетом.
С 2022 года при заключении договора лизинга балансодержателем может быть только Арендодатель.
Расчеты по договору – в этом разделе отражаем данные:
- график оплат;
- график начислений;
- срок аренды;
- график зачета авансовых платежей, если предусмотрены договором;
- правила отражения операций в регламентированном учете;
- предмет аренды.
Нажимаем на гиперссылку Оформить (рис. 3) и заполняем все предложенные вкладки в открывшемся окне.
На вкладке Расчеты по договору устанавливаем срок аренды (рис. 4). Нажимаем Ок.
Графики оплат и начислений задаются в одном окне, которое можно вызвать из любой, указанной на рисунке 5 гиперссылки.
Заполняем график оплат и начислений. График можно скопировать через буфер обмена из внешнего файла, а потом нажать Загрузить.
На вкладке Основное надо выбрать Группу финансового учета – здесь задаются параметры регламентированного учета и способы отражения. Надо создать новую группу и указать счета учета как на рисунке 7. Такие настройки актуальны для отражения при принятии к учету до 2022 года, когда учет ведется на балансе Арендополучателя. Начиная с 2022 года счета учета будут аналогичны учету других основных средств организации.
Вносим предмет аренды в соответствующей вкладке, сохраняем данные и сохраняем договор лизинга.
Поступление предмета лизинга
Для работы с документами по отражению операций по договорам аренды (лизинга) предусмотрено рабочее место Документы по аренде (Внеоборотные активы – Аренда – Документы по аренде).
Там уже есть наш созданный договор. В примере учет имущества ведется на балансе Лизингодателя, поэтому при создании документа поступления выбираем Поступление арендованных ОС (забалансовый учет).
Заносим данные как в обычном поступлении, проводим документ и проверяем проводки.
Данные отразились на забалансовом счете.
по ведению учета в 1С:ERP?