В ближайший год вступят в силу изменения, которые затронут всех пользователей электронного документооборота. Важно заранее подготовиться, чтобы не отстать от обновлений и избежать проблем при работе с налоговыми органами и контрагентами.
Напомним основные нововведения, которые уже заметили все налогоплательщики использующие ЭДО и не только.
- С 1 марта 2025 года регистрация МЧД возможна только в форматах 5.03 и 003. Форматы доверенностей 5.01, 5.02 и 002 отменены, однако если такие доверенности были выданы до 1 марта, они могут использоваться до истечения их срока действия или отзыва.
- С 1 апреля 2025 года применяется только формат УПД версии 5.03
- Приказом ФНС от 03.02. 2025г. № ЕД-7-26/69@ были внесены изменения в электронные форматы книги покупок, книги продаж и дополнительных листов к ним.
- Обязательный ЭДО используют для таких категорий товаров:
- Упакованная вода, пиво и слабоалкогольные напитки в кегах — с 1 марта 2025 года
- Подакцизные безалкогольные напитки — с 1 июня 2025 года
- Пиво и слабоалкогольные напитки в потребительской упаковке — с 1 сентября 2025 года
Ну а теперь расскажем о новых правилах от ФНС которые еще впереди, что нужно сделать сейчас и какие шаги предпринять для успешной адаптации к изменениям.
Новость №1: Новый канал связи с ФНС с 1 ноября 2025 года
С 1 ноября 2025 года ФНС окончательно отказывается от приёма обращений через операторов ЭДО. Все неформализованные документы — такие как запросы, пояснения, жалобы и письма — теперь будут отправляться только через Личный кабинет налогоплательщика (ЛК ФНС) или портал Госуслуг. Это означает, что традиционный способ отправки таких документов через операторов ЭДО (например, ТКС) будет больше не поддерживаться.
Важно! Отправка налоговых отчетов и деклараций, получение уведомлений и обмен первичными документами с контрагентами останутся без изменений.
Новость №2: Переход на Универсальный передаточный документ (УПД) с 1 января 2026 года
С 1 января 2026 года ФНС отменит действующие форматы электронных товарных накладных (ТОРГ-12) и актов выполненных работ. Единственным официально признанным документом для подтверждения отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг станет универсальный передаточный документ (УПД).
Это значит, что все организации, использующие ЭДО, обязаны перейти на УПД в своей работе.
Новость №3: Обязательные электронные транспортные накладные с 1 сентября 2026 года
С 1 сентября 2026 года все участники перевозки товаров (грузоотправители, перевозчики и грузополучатели) будут обязаны использовать электронные транспортные накладные (ЭТрН). Бумажные накладные больше не будут использоваться.
Что наша команда рекомендует сделать уже сейчас?
Чтобы успешно подготовиться к новым требованиям ФНС и избежать проблем с налоговыми органами, рекомендуем предпринять следующие шаги:
- Проверьте готовность к работе с ЭДО. Если ваша организация ещё не использует электронный документооборот, сейчас самое время выбрать оператора и начать внедрение.
- Перейдите на УПД в работе с контрагентами заблаговременно.
- Организуйте доступы в ЛК ФНС и на портал Госуслуг. Настройте отправку обращений через Личный кабинет ФНС или Госуслуги.
- Разработайте план внедрения к использованию ЭТрН.
Переход на новые каналы и правила работы скорее всего будет непростым, поэтому важно заранее подготовиться.