Документ Заказ клиента предназначен для регистрации договоренности с клиентом о поставке определенного перечня номенклатуры, определяет порядок и сроки оплаты.
Для получения полной и корректной картины по работе отдела продаж очень важно грамотно вести учет заказов в программе 1С.
Заказ считается выполненным, если планируемая отгрузка оформлена, и вся сумма оплаты от клиента получена. Заказ, по которому выполнены все обязательства, можно закрыть.
Рассмотрим 2 варианта закрытия заказов в зависимости от контроля отгрузки и оплаты при закрытии заказов и заявок.
1. На предприятии не ведется контроль по отгрузке и контроль по оплате при закрытии заказов и заявок.
После отгрузки, но без оплаты через документ реализация товаров и услуг заказ клиента не требует закрытия. (Рисунок 1)

Рисунок 1 – Помощник закрытия заказа
Заказ клиента переходит в состояние Ожидается оплата (после отгрузки). (Рисунок 2)

Рисунок 2 – Заказ клиента
Заказ клиента будет закрыт автоматически после полной отгрузки и оплаты. (Рисунок 3)

Рисунок 3 – Заказ клиента в текущем состоянии Закрыт
2. На предприятии ведется контроль по отгрузке и контроль по оплате при закрытии заказов и заявок.
Для того чтобы включить функциональные опции по контролю, необходимо зайти в подсистеме НСИ и администрирование – Настройка НСИ и разделов – Продажи. (Рисунок 4)

Рисунок 4 – Настройки контроля отгрузки и контроля оплаты при закрытии заказов и заявок
При закрытии заказа через документ реализация товаров и услуг без оплаты по заказу, помощник закрытия заказа сообщает нам, что при не выполнении условий по отгрузке и оплаты по заказу, заказ не может быть закрыт. (Рисунок 5, 6)

Рисунок 5 – Помощник закрытия заказа

Рисунок 6 – Помощник закрытия заказа
Если отгрузка по заказу произошла не полностью, заказ клиента можно закрыть только с отменой неотработанных строк, указав причину отмены. (Рисунок 7)

Рисунок 7 – Отмена неотработанных строк в помощнике закрытия заказа
В документе Заказ клиента количество по номенклатуре корректируется, не отгруженная номенклатура появляется в новой строке. (Рисунок 8)

Рисунок 8 – Скорректированный заказ клиента
Когда произошла отгрузка, скорректирован заказ по количеству, поступила оплата Заказ клиента переходит в состояние Готов к закрытию. Автоматически заказ клиента не закрывается.
Для того чтобы закрыть Заказы клиентов списком необходимо выбрать Текущее состояние – Готов к закрытию, выделить все заказы (Ctrl+A), Действия – Закрыть заказы. (Рисунок 9)

Рисунок 9 – Закрытие заказов клиентов списком
Заказы клиентов, по которым отгрузка была отменена по каким-либо причинам, можно проанализировать в отчете Причины отмены заказов клиентов, который находится в подсистеме Продажи – Отчеты по продажам. (Рисунок 10, 11)

Рисунок 10 – Отчеты по продажам

Рисунок 11 – Отчет Причины отмены заказов клиентов