Ранее, мы писали о том, как определить рыночную стоимость бизнеса в случае, если Вы решили его продать.
Также, разбирали наиболее часто встречающиеся ошибки, избежав которых Вы продадите свои бизнес без проблем.
Итак, определив рыночную стоимость и избежав ошибок, переходим непосредственно к алгоритмам продажи.
Готовим бизнес к продаже
Чтобы быстро продать бизнес, нужно показать покупателям его доходность и объяснить, как он работает. Для этого нужно собрать отчёты и описать активы и бизнес-процессы.
Большинству покупателей будет достаточно отчётов за прошедший год. Если вы ведёте бухгалтерский и управленческий учёт, не нужно ничего готовить — достаточно будет предоставить потенциальным покупателям:
Отчёт о движении денежных средств. По нему можно отследить, на что компания направляет финансовые потоки и откуда приходят деньги.
Отчёт о финансовых результатах. Это реальное отражение того, сколько зарабатывает компания.
Бухгалтерский баланс. В нём можно увидеть кредиторскую и дебиторскую задолженность, оборудование с учётом его амортизации.
Вариант для продвинутых — предоставить покупателю отчёты из системы сквозной аналитики вроде Roistat. Если сервис связан с CRM-системой, отчёты в нём дадут покупателю даже больше информации, чем управленческий учёт.
Можно описать активы и бизнес-процессы «на бумаге»: составить список всего, чем владеет компания, и схематично показать процессы производства товаров или услуг. Это позволит потенциальным покупателям понять, потребуются ли дополнительные вложения и хватит ли им компетенций для управления процессами.
Например, при продаже пекарни в списке активов можно указать:
- Договор аренды помещения.
- Оборудование.
- Права на торговую марку.
- Права на владение интернет-ресурсами.
- Базу клиентов.
- Рецепты приготовления продуктов.
-
- Cвидетельство о регистрации и устав предприятия.
- ИНН и выписка из ЕГРЮЛ.
- Информация об учредителях и подписанный протокол о продаже акций.
- Затем составьте список активов, чтобы ничего не упустить.
- О движении денежных средств.
- О финансовых результатах.
- ИП платит НДФЛ — 13%.
- Юридическое лицо платит налог на прибыль — 20%.
- Уведомление.
- Поддержка.