Предприниматель создает собственный бизнес по ряду причин. Одной из них, безусловно, является возможность достойного заработка для себя и своей семьи. Но, инициировав бизнес, собственник сталкивается с вопросом: как отделить “свои” деньги от денег компании, не переплачивая при этом налоги?
Рассмотрим несколько законных способов получения денег владельцами бизнеса. Все они законны, каждый имеет свою цену и сложность реализации.
Выплата дивидендов
Дивиденды – один из наиболее затратных способов получения дохода владельцами бизнеса. Однако он полностью легален.
Выплата дивидендов оформляется решением участника (протоколом общего собрания участников), доводится до сведения бухгалтерии и затем производится выплата дивидендов.
С выплачиваемой суммы удерживается НДФЛ 13%. Но не забываем, что дивиденды выплачиваются с чистой прибыли ООО, а значит эту прибыль нужно показать, необходимо уплатить с нее все налоги, включая НДС, налог на прибыль и только потом произвести выплату дивидендов, удерживая с получателя, в свою очередь, НДФЛ 13%.
Поэтому выплата дивидендов наиболее затратный способ получения денег собственниками бизнеса.
Выплата зарплаты
Этот способ еще дороже, чем выплата дивидендов. Однако, он прост в исполнении и обеспечивает собственнику стабильный, ежемесячный, гарантированный доход, поскольку никто нам не запрещает заключить с учредителем трудовой договор, приняв его на работу на должность генерального директора, исполнительного директора, коммерческого директора и т.п.
С заработной платы подлежит удержанию НДФЛ, а также компания оплачивает все причитающиеся взносы в фонды, за рядом исключений и послаблений, как, например, для МСП.
Деньги под отчет
Этот способ используется достаточно часто, но бизнесмены не смотрят в будущее, и суммы годами накопленных «подотчетных доходов» иногда доходят до десятков миллионов. Подотчет – это не получение денег физлицом. Это, по сути, целевые деньги компании на какие-то нужды.
Что будет, если не вернуть подотчетные деньги? Нужно заплатить НДФЛ (Письма Минфина России от 16.12.2019 №03-04-06/98341, от 01.02.2018 №03-04-06/5808, ФНС России от 23.07.2021 №ЗГ-2-2/1090@). Также налоговики потребуют заплатить страховые взносы, и вы, возможно, даже пойдете в суд. На чью сторону встанет суд, будет зависеть от конкретного дела. Возможно, вы выиграете. Есть судебная практика в пользу страхователя: Постановление АС Уральского округа от 09.01.2018 №Ф09-7552/17 по делу №А07-3349/2017. Также есть и отрицательная практика: Постановление АС Северо-Западного округа от 16.10.2018 №Ф07-12463/2018 по делу №А21-3887/2016.
Поэтому часто данный способ приводит к образованию долга по подотчету, с которым компания не знает, что делать. Это может привести к доначислениям налогов. Поэтому мы настоятельно не рекомендуем использовать этот способ.
Займ учредителю
Общество заключает с собственником договор займа, перечисляет ему денежные средства и, казалось бы, все довольны.
Но есть несколько подводных камней в этой ситуации: существенный минус этого способа в том, что заем нужно возвращать. Если же деньги так и не вернутся в компанию, то сумму займа признают доходом учредителя-физлица, и придется заплатить НДФЛ со всей суммы займа.
Не будем забывать о материальной выгоде: если процент по займу будет ниже ставки рефинансирования, или его не будет вовсе, ставка НДФЛ за «недоплаченные проценты» за пользование заемными средствами в рублях составляет 35% (п. 2 ст. 212, п. 2 ст. 224 НК РФ), исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования на дату фактического получения дохода.
Представительские расходы
Представительские расходы – это расходы, которые организация возмещает своему сотруднику за проведение и организацию представительских мероприятий. В этом случае учредитель должен работать в своей компании по трудовому договору. Такие расходы освобождаются от НДФЛ (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина России от 25.03.2019 №03-07-11/19838) при условии:
- если расходы понесены в интересах организации, а не физического лица;
- если участие работника в представительских мероприятиях является для него обязательным, т.е. связано с трудовыми обязанностями;
- если подтвержден документами фактический размер расходов на проведение мероприятия.
Если не будут соблюдены эти условия, то, как минимум, НДФЛ придется заплатить. Это достаточно неудобный способ, очень затратный, и может привести к доначислениям, пеням и штрафам в случае несоблюдения всех нюансов. Поэтому мы считаем, что его можно использовать только в самом крайнем случае.
Договор управления с учредителем ИП
В чем заключается этот способ?
Учредитель регистрирует ИП. При данном способе, выгоднее всего выбрать УСН «Доходы», стандартная ставка 6%. ИП заключает договор на управление Обществом.
Часто мы слышим от клиентов: а что прописать в этом договоре?
о нашему мнению, тут все достаточно просто: необходимо прописать все, что делает собственник в своей компании, как он руководит своим бизнесом, как то, поиск клиентов, поиск поставщиков, подбор и обучение персонала и т.д.
Далее, прописываем размер вознаграждения. Мы не рекомендуем прописывать его фиксированной суммой. Вознаграждение должно быть привязано к KPI, по достижении которых управляющий получает вознаграждение. Можно использовать комбинированную схему: фиксированная сумма плюс KPI.
Важной частью этого способа являются акты выполненных работ по окончании каждого месяца. Они не должны быть описаны одной строкой, т.е. в них нужно подробно прописать результат работы управляющего за месяц.
Следует обратить внимание,, что единственный учредитель не может сам с собой заключить договор управления: это следует из п.3 ст.182 ГК РФ. Это можно обойти, введя второго участника, либо заключить договор с другим лицом и т.д.
Сдача имущества в аренду
Если учредитель владеет имуществом, он может сдавать в аренду это имущество своим компаниям и получать доход.
Аналогично предыдущему способу учредитель регистрирует ИП. При данном способе выгоднее всего УСН «Доходы», стандартная ставка 6%. ИП заключает договор аренды с обществом.
При реализации данного способа, следует обратить внимание на условия договора аренды. Они должны соотноситься с рыночными реалиями, быть правдоподобными и экономически целесообразными для общества.
Регистрация торгового знака
Если компания реализует свои товары, работы, услуги под определенным брендом, то необходимо этот бренд зарегистрировать в качестве товарного знака. Товарный знак, при этом, регистрируем на ИП учредителя.
Затем ИП учредитель заключает с обществом договор коммерческой концессии. Его можно также заключить со всеми юридическими лицами, которые используют данный бренд, если бизнес объединен в группу компаний. Например, сеть аптек, сеть пекарен, закусочных и т.д.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства («ноу-хау») (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Вознаграждение правообладателя зависит от объема комплекса исключительных прав и может составлять около 5% от дохода компании-пользователя.
Как можно заметить, вариантов вывода своего дохода от бизнеса довольно много, но “подводных камней” также достаточно. Разобраться в тонкостях каждого из способов, сделать все так, чтобы “комар носа не подточил”, помогут юристы компании “EFSOL” .