+7 495 230 03 03 8 800 222 50 03
Общие вопросы

Как обезопасить магазин от штрафов за отсутствие масок у посетителей

В последнее время возникает большое количество вопросов по привлечению организаций торговли (магазинов) к ответственности за отсутствие маски у покупателей.

Минпромторг дал разъяснения по этому вопросу в своем письме №ЕВ-32091/15 от 11 мая 2020 года. В письме детально описаны рекомендации по действиям в случае введения обязательности средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ). В соответствии с письмом отсутствие СИЗ у покупателя при обслуживании не является основанием для привлечения продавца к административной ответственности, если им предприняты соответствующие меры для предотвращения правонарушения.

Какие действия следует предпринять объекту торговли (магазину):

  1. Разместить информационные объявления об обязательном ношении СИЗ на территории магазина – на входе и на кассах.
  2. В торговых залах осуществлять трансляцию аудио- и видеоматериалов о введении режима обязательного ношения СИЗ и об ответственности за нарушение данных требований.
  3. Обеспечить сотрудников магазина СИЗ.
  4. При наличии в продаже СИЗ организовать их реализацию посетителям либо выдавать бесплатно.

Что делать, если покупатель зашел в магазин без маски?

При попытке прохода посетителя без маски представитель магазина должен сообщить посетителю о возможности приобретения СИЗ при входе на территорию магазина/ торгового объекта (при наличии такой возможности) и об ответственности за отсутствие маски.

Если посетитель отказывается надевать маску, представитель магазина, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе:

  • Вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.
  • Отказать посетителю в обслуживании на кассе.

ВАЖНО. Отказать в обслуживании можно только в том случае, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится объект торговли, введен режим обязательного ношения СИЗ.

С 27.10.2020 обязательный масочный режим введен на территории всей Российской Федерации (Постановление №31 от 16.10.2020).

А как быть с защитой прав потребителей?

Эксперты отмечают, что отказ продавца в обслуживании покупателя вступает в противоречие с законодательством о защите прав потребителей, однако Роспотребнадзор подтверждает, что отказ магазина в допуске покупателя без СИЗ при введении режима обязательного ношения СИЗ полностью законный и не нарушает прав потребителя (Информационное письмо от 20.05.2020).

Размер штрафов

За появление без СИЗ в торговых точках применяется предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 20.6.1 и 6.3 КоАП РФ):

  • на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Если отсутствие СИЗ повлекло причинение вреда здоровью человека или имуществу, либо было зафиксировано повторное совершение административного правонарушения, размер штрафа составит:

  • на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обращаем внимание, что административные правонарушения, к которым относится отсутствие СИЗ при нахождении в общественных местах, являются длящимися. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение таких правонарушений составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Исходя из вышеописанного анализа можно сделать следующие выводы и рекомендации:

Организация не может отвечать за поведение клиента, но должна сделать со своей стороны все возможное. На практике это означает: повесить объявление по поводу масок, бесплатно выдать или продать маску, сделать устное замечание и отказать в обслуживании. В случае, когда клиент не реагирует на все эти меры, продавцам рекомендуется не вступать в конфликт с нарушителем и вызвать полицию. При условии выполнения всех рекомендаций штраф компании не грозит.

Остались дополнительные вопросы?
Наши консультанты готовы ответить на Ваши вопросы!
Дата публикации: 8 декабря 2020
Не нашли ответа на свой вопрос?

Смотрите также

Обсуждение материала

Содержание

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.