В условиях жесткой конкуренции важно тратить максимум усилий не на привлечение новых клиентов, а на удержание и формирование лояльности существующих. Один недовольный клиент рассказывает о негативном опыте порядка десяти другим потенциальным клиентам. Расходы на привлечение нового клиента в восемь раз превышают расходы, необходимые чтобы удержать имеющегося. Этим подтверждается важность клиентоориентированного подхода.
Многие компании не осознают ценности негативной информации, исходящей от клиента. Зачастую руководители воспринимают ее как «единичные случаи возражений; все люди разные и всем не угодишь». На самом деле именно такие «недовольные» клиенты – это кладезь ценных указаний по улучшению работы компании.
Источников рекламаций может быть много: это могут быть результаты анкетирования покупателей, инициатива клиентов в книге жалоб и предложений, причины расторжения договоров, устные или письменные жалобы или возражения. Неважно откуда исходит недовольство. Самое главное – это оперативно отреагировать, нивелировать негативное действие от недовольного клиента и предотвратить появление похожих ситуаций в будущем.
Рисунок 1 - Составляющие успешного процесса отработки рекламаций
Можно выделить три основных контура по работе с рекламациями:
- Процесс работы/взаимодействия с клиентами.
Рекомендуем вам разработать единую схему работы с клиентами: для секретаря, менеджера по продажам, сервисного центра, персонала торговой точки и других сотрудников. Пропишите возможные вопросы, жалобы или возражение, которые могут поступать от клиента еще на первом этапе сотрудничества, и отработайте их. Расскажите своим сотрудникам что и в каком случае необходимо делать, как отвечать.
- Внутренние регламенты и бизнес-процессы в компании.
Регламентируйте отработку возражений, пропишите последовательность действий по отработке рекламаций, назначьте ответственных. Внедрите механизм контроля выполнения.
- Обучение, мотивация и контроль.
Сделайте так, чтобы ваши сотрудники сами были нацелены на результат и заинтересованы в этом результате – формирование доверительных отношений, выполнение договоренностей, вежливое и грамотное общение с клиентами.
Работая с рекламациями, уделите внимание предотвращению возникновения подобных ситуаций в будущем. В этом вам поможет качественный анализ проделанной работы, начиная с поступления жалобы и заканчивая сбором обратной связи от клиента после ее отработки. Фиксируйте всю полученную информацию, группируйте ее в отчеты и делайте выводы.
