+7 495 230 03 03 8 800 222 50 03

Как проверить контрагента и себя: 7 полезных сервисов

Дата публикации: 25 апреля 2019
Как проверить контрагента и себя:  7 полезных сервисов

Часть компаний до сих пор проверяет контрагентов формально: запрашивают устав организации, приказ о назначении директора и получают выписку из ЕГРЮЛ. А ведь сделка с ненадежным клиентом опасна доначислением налогов, лишением вычетов по НДС, налогу на прибыль и подозрением в работе с фирмами-однодневками. Многие компании собирают целое досье на будущего партнера, используя бесплатные государственные сервисы. На этих же сайтах можно оценить состояние своей компании. Как это сделать — читайте в статье.

Кто и зачем собирает сведения о компании

Налоговая инспекция. Для будущих выездных проверок и выявления компаний-однодневок. Она анализирует компанию на наличие массового адреса и фейковых учредителей, достоверность информации в ЕГРЮЛ и отсутствие судебных тяжб. Выискивает группы аффилированных лиц для оптимизации налогов и подтверждения неосмотрительности при выборе партнера.

Контрагенты. Для формирования досье. Такое досье — надежный способ защитить себя от заключения сделок с ненадежными поставщиками, исполнителями, заказчиками. Вызовет подозрения, если компании нет в госреестре. Искать информацию нужно не только на сайте налоговой инспекции, но и в базе судебных приставов, в вестнике государственной регистрации, в системе единых закупок. При судебных разбирательствах поможет «отбиться» от необоснованных штрафов и будет доказательством должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента.

Руководство компании. Директор может проверить данные об организации для участия в закрытых аукционах, тендерах, госзакупках, для аккредитации на электронных площадках или заключения контрактов. Или учредители компании могут отслеживать изменения в учредительных документах. Например, участник компании продал часть доли другому лицу и проверяет данные в госреестре.

Различные ведомства. Служба безопасности банка полностью «пробивает» организацию до открытия расчетного счета. Любые учреждения, прежде чем зарегистрировать сертификат или выдать лицензию, собирают сведения о компании.

Как проверить контрагента

Любого контрагента можно проверить самостоятельно и удаленно. На сайте ФНС России можно получить достаточно информации о репутации и надежности любой компании, не тратя много времени на поиск. Государство дает мощные инструменты для оценки любого контрагента, поставщика или подрядчика.

1

Сайт, с которого следует начать, сервис ФНС Риски бизнеса: проверь себя и контрагента. Достаточно ввести ИНН/ОГРН компании, и сервис выдаст свежие данные об организации:

  • юридический адрес
  • размер уставного капитала
  • сведения на руководителя — фамилия, имя, отчество
  • основной вид деятельности по ОКВЭД

Если компания закрылась, сервис укажет дату прекращения деятельности.

сервис ФНС
2

Государственный ресурс на получения комплексной информации о клиенте — сервис «Прозрачный бизнес».

Государственный ресурс

Сервис временно работает в тестовом режиме, но уже сейчас можно получить следующие данные о компании:

  • юридический возраст компании
  • тип системы налогообложения — действительно ли подрядчик платит НДС, который закладывает в смету
  • заявленное число сотрудников
  • не арестован ли расчетный счет этой организации
  • нет ли у налоговой других претензий к контрагенту

Механизм предельно прост: вводите ИНН нужной организации в адресную строку сайта и начинаете проверку.

3

«Вестник государственной регистрации» регулярно публикует данные о компаниях, которые находятся в стадии ликвидации или банкротства. Введите ИНН или ОГРН проверяемой организации, и через считанные секунды появится дата ликвидации и ссылка на номер публикацию в «Вестнике» — или пустое поле, если компания продолжает деятельность.

Вестник государственной регистрации
4

База арбитражных дел поможет узнать, участвует ли организация в судебных тяжбах. Достаточно ввести ИНН/ОГРН организации, и вы получите список дел, с кем, когда и как часто судится компания.

5

Сайт судебных приставов проверяет, кому и сколько должна организация, и укажет сумму задолженности.

6

Единая система закупок сообщает, не оказалась ли данная организация в списке ненадежных поставщиков.

7

Сайт миграционной службы определяет, реальность паспорта директора или человека, поставившего подпись на договоре. Для проверки нужно ввести номер и серию паспорта проверяемого.

Признаки ненадежных организаций

Открылись меньше года назад. Часто компании-однодневки регистрируют под определенный договор, а потом — бросают. Если вы собираете «досье» на компанию-новичка, оценивайте его особо тщательно.

Номинальные руководители. Учредитель или директор участвуют в нескольких компаниях. Налоговики перечислили признаки физлиц, которые профессионально «работают» номинальными руководителями:

  • нет постоянного места работы или имеют незначительный доход
  • низкий уровень образования
  • проживают в регионе, отличном от места регистрации юридического лица
  • возраст номинала 25-30 лет

Недостоверная информация. Будущий партнер предоставил сведения о месте нахождения склада и производственных помещений, но этого здания нет на карте. Стоит задуматься и проверить его по другим каналам.

Недостаточно средств для работы. Налоговая инспекция может причислить договор к фиктивному, если у компании мало ресурсов. Например, для подачи заявки в госзакупку нужны 50 человек. Организация отчитывается только за 15 сотрудников. Тогда руководитель «рисует» фиктивный отчет на 50 человек и отсылает контрагенту.

Что делать с результатами проверки

Всю собранную информацию распечатайте или сделайте снимок с экрана так, чтобы видны были время и дата получения информации. Оформите все в одну папку. Ее можно назвать как угодно: досье клиента, портфолио, анкета или отчет. При любой проверке вы сможете доказать реальность сделки, а у налоговиков не возникнет подозрений в получении необоснованной выгоды. Суды не раз вставали на сторону ФНС из-за весомого аргумента: компания не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента. Когда у вас на руках досье клиента, «воевать» будет легче.



Oksana Joludeva

Автор: Оксана Жолудева

Руководитель департамента комплексного сопровождения бизнеса

Нужна помощь консультанта?
Лого ES мини

EFSOL

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.