организовать работу склада?
Получите сборник рекомендаций от экспертов по складским вопросам!
Склад – связующее звено между производителем и потребителем, сложная система, которая требует постоянного внимания. Обеспечить порядок на складе – важная задача любой компании. Для этого нужно вести корректный учет товаров, контролировать их сохранность, а также иметь быстрый доступ к информации по местам хранения и доступным остаткам.
Однако часто корректному учету продукции на складах уделяется недостаточно внимания и негативный результат при подобном подходе не заставит себя долго ждать. Возрастает риск появления непредвиденных затрат или потерь для компании.
Анализируем причины возникновения потерь на складе
Минимизировать издержки и потери – естественное желание собственника бизнеса. Когда речь идет о складских потерях, то в первую очередь стоит обратить внимание на те, которые связаны с товарами. Для планирования мер по сокращению непреднамеренных затрат сперва выявим и классифицируем источники потерь или порчи продукции в обороте.
Порча товаров при хранении/несоблюдение условий хранения:
- повреждения при погрузке/разгрузке товара;
- нарушение условий отбора и хранения товара;
- естественная убыль отдельных групп товаров: испарение, усушка и прочее;
- неправильная, некачественная маркировка, которая влечет за собой потерю товара и невозможность идентификации товара;
- возникновение пересортицы при неверной раскладке;
- потери из-за некорректного указания адресов, которые обнаруживаются только при инвентаризации;
- порча товаров при нарушении температурного режима, повышенной влажности, а также при повреждении товаров разными вредителями.>
Порча товаров со сроком годности
Если учет срока годности не ведется, то для отгрузки не всегда выбирается товар с минимальным сроком годности. Это влечет за собой то, что на складах накапливается просроченный товар, который необходимо списывать или утилизировать.
Потери из-за воровства
- во время упаковки/распаковки товаров;
- при доставке товара от поставщика к покупателю;
- при выезде за пределы склада и прочее.
Зависимость от персонала
Характерно для компаний, где отсутствует информативное или адресное хранение. Только кладовщик, который распределял товар по складу, знает, где его можно найти. В результате нет возможности оперативного поиска нужной позиции, а у руководства нет актуальных данных по остаткам на складах и инструмента контроля работы персонала.
Сокращаем потери: от организационных мер до комплексной автоматизации учета товарных запасов на складе
Потери на складе можно первоначально заложить в стоимость продукции либо минимизировать за счет проведения организационных мер или комплексной автоматизации.
Таблица 1 – Меры по исключению потерь и издержек на складе
Проблемы | Организационные меры | Комплексная автоматизация |
Проблемы Организационные меры Комплексная автоматизация Порча товаров при хранении/несоблюдение условий хранения |
1. Оптимизировать помещение склада. Выделить зоны хранения, которые:
2. Оптимизировать оборудование для хранения товаров.
3. Пересмотреть удобство используемого транспорта и грузоподъемного оборудования. Для складов с высокими стеллажами целесообразным может быть закупка специальных кар с подъемными лестницами или закупку станин для стеллажей. Это ускорит размещение, поиск и отбор товаров, обеспечит сохранность самих стеллажей. |
Внедрение учетной системы или налаживание складского учета в текущей. С помощью внедрения специализированной программы учета или усовершенствования текущей возможно повысить скорость складских процессов, контролировать работу склада, персонала и компании в целом, сократить потери, экономить трудозатраты, снизить пересортицу, а также более эффективно использовать складское оборудование. Для эффективной работы учетной системы следует предпринять следующие шаги: 1. Выделение зоны хранения товаров на складе. Зоны выделяют фиксированные, а также резервные и критические на случай, если первые переполнятся. 2. Маркировка товар и зоны хранения. Для сокращения потерь и точного учета товаров или документов, корректной идентификации этих объектов можно использовать технологию штрихкодирования или/и RFID. Штрихкодирование позволит вести единичный учет товаров с помощью штрих-кодов, которые размещаются на каждой единице товара, и терминала сбора данных, передающего информацию в учетную систему по каждой номенклатурной единице (при наличии Wi-Fi). Технология RFID позволит вести учет больших партий товара, не требуя прямой видимости для идентификации объектов, что упрощает процесс приемки/отгрузки товара. 3. Задание алгоритмов размещения и отбора товаров. Также можно формировать кладовщику порядок обхода ячеек, оптимизировать его маршрут и снизить трудозатраты. 4. Использование специального торгового оборудования. Использование терминала сбора данных (далее ТСД) при приеме товаров позволит выявить расхождения в партии от поставщика. Маркировка поступивших товаров и ТСД также позволят контролировать сотрудников склада, исключит зависимость от персонала. Учетная система, интегрированная с ТСД, позволит вести учет товаров со сроком годности. Необходимо занести в учетную систему серии товаров, а также занести эту информацию в штрих-код на товаре. В таком случае система подскажет, какой товар и откуда необходимо взять для комплектации заказа. А ТСД проконтролирует, правильно ли кладовщик выполнил задачу. |
Порча товаров со сроком годности |
Фиксация кладовщиками информации о сроках годности на коробках либо прикрепление бирки к товару/упаковке. В результате увеличиваются трудозатраты на размещение товаров и сборку заказов, однако обеспечивается отгрузка товара с минимальным сроком годности. Также можно разделить одинаковые товары на ячейки в зависимости от разного срока годности. Таким образом, снизится вероятность ошибок кладовщика при выборе товара, ведь он сразу будет подходить к ячейке, где все товары с минимальным сроком годности. |
|
Потери из-за воровства |
|
|
Зависимость от персонала |
Организация информативного или адресного хранения. В результате размещение товара будет происходить в зонах, выбранных сотрудником склада или учетной системой. Адресное хранение – метод размещения товара на складе, при котором каждой единице присваивается определенный адрес (буквенное и цифровое обозначение, которое позволяет быстро находить необходимую продукцию). Внедрение данной технологии исключит ошибки при отборе товара с нужным сроком годности, сократит время поиска свободного места для размещения товара, исключит зависимость от персонала, обеспечит быструю и безошибочную сборку заказов. |
Эффект для компании: почему комплексная автоматизация склада лучше ручного учета при сокращении потерь и издержек
Безусловно, комплексная автоматизация – это недешевый процесс. При этом далеко не все склады в ней остро нуждаются. Однако уже сейчас, на этапе развития своей деятельности, необходимо начать принимать меры по эффективной организации работы склада. Это позволит сформировать для себя понимание автоматизации: ее целей, задач и ожидаемого результата.
На рисунке проиллюстрировано преимущество автоматизированного учета товаров на складе перед ручным (в том числе, с помощью бумажных карточек или Excel-таблиц).
Рисунок 1 – Сравнение ручного и автоматизированного учета на складе
- минимизацию или полное исключение бумажного документооборота;
- сокращение пересортицы или залеживания товаров на складе;
- снижение зависимости от человеческих ресурсов, новые сотрудники быстро адаптируются;
- рост эффективности работы сотрудников, возможность оперативного контроля;
- повышение лояльности клиентов за счет увеличения скорости сборки и отгрузки заказов.
Для построения эффективной работы склада, своевременного получения информации по результатам работы, а также принятия управленческих решений и сокращения временных и материальных потерь, которые возникают при ведении учета вручную, автоматизация просто необходима.
