«Каждый вечер 95% всех активов моей компании разъезжается на машинах по домам. Моя задача – создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей возникло желание вернуться обратно. Креативность, которую они приносят в компанию, создает конкурентное преимущество».
Американский исследователь, предприниматель,
основатель и руководитель компании SAS (SAS Institute Inc.)
Джеймс Гуднайт
Однозначно, в правдивости этого высказывания никто не будет сомневаться. Подкованный и профессиональный персонал – одна из важнейших составляющих успешного бизнеса. Следуя тенденциям и бешеным скоростям развития бизнеса, современный сотрудник, чтобы соответствовать ему должен обладать не только необходимым набором навыков и знаний, но и быть профессионально гибким. Под «профессиональной гибкостью» мы подразумеваем помимо способности сотрудника к развитию в своем направлении еще и способность обучаться чему-то новому, переквалифицироваться, подстраиваться под запросы современного рынка. Вопросам развития и обучения персонала должны уделять внимание не только сами сотрудники, но и руководство компании.
Итак, если решение о необходимости обучения персонала принято, возникает огромное количество вопросов: «Кого обучать?», «Чему обучать?», «Кто будет обучать?», «Как организовать обучение?», «Что необходимо достичь в результате?»и т. д. Ответы на эти вопросы можно искать собственными силами, а можно обратиться за помощью к специалистам (благо, компаний предостаточно). В любом случае конечное решение принимать вам.
Рисунок 1 – Процесс выбора метода обучения персонала
При выборе методов обучения персонала необходимо в первую очередь обращать внимания на два аспекта: высокую мотивацию и, конечно, эффективное использование потенциала сотрудника, так как одной мотивации недостаточно.
С чего же начать? Давайте ответим на поставленные вопросы по очереди.
Кого обучать?
В первую очередь необходимо обратить внимание на отношение сотрудника к самой идее обучения. Можно разделить персонал на 3 группы.
Первая группа (и очень полезная в данной ситуации) – те, кто и так постоянно старается совершенствоваться и развиваться, люди, которые с энтузиазмом воспринимают любые мероприятия такого рода. В плане мотивации с ними проблем нет, здесь, главное, правильно определить направление и эффективно использовать потенциал сотрудника. Но, увы, таких немного.
Вторая (наверное, самая многочисленная группа) – это, так называемая «золотая середина» – люди, которые готовы к обучению, если они четко будут понимать, что в итоге они получат. Четкая мотивация – это залог успеха с такими сотрудниками. Чем может быть мотивирован сотрудник? Конечно, вопросы мотивации персонала – это тема для не одной статьи, но давайте очертим несколько пунктов:
- Поддержание на необходимом уровне и повышение профессионального уровня квалификации.
- Получение профессиональных знаний, в том числе и вне сферы профессиональной деятельности.
- Приобретение разносторонних знаний для своей профессиональной деятельности.
- Повышение материального благосостояния.
- Продвижение по карьерной лестнице.
Этого для начала будет вполне достаточно.
И третья (самая бесперспективная группа) – это те, кто негативно относится к любым переменам, спокойно сидит себе и делает свою работу (и, вполне возможно, что достаточно успешно). Чтобы заставить такого сотрудника сменить свой привычный ритм, необходимо очень постараться. Как говорится: «Еж – птица гордая, не пнешь – не полетит». Но и к ним можно найти подход, если того требует бизнес. Мотивация в таком случае может быть даже агрессивной, главное положительный результат. Также необходимо позаботиться о том, чтобы обретенные навыки и знания не пропали со временем. Все знают о том, что делается через силу – надолго в голове не задерживается. Все, что вынес сотрудник в результате обучения, должно быть немедленно применено на практике.
Чему обучать?
Сферы обучения персонала разнообразны и всегда направлены на развитие профессиональных навыков, умений и знаний сотрудников, которые, в свою очередь, должны быть ориентированы на цели соответствующих подразделений, определяющиеся бизнес-стратегией компании. И на этот вопрос должен в первую очередь ответить руководитель, так как ему нужно знать, какой результат он хочет достичь.
Как организовать обучение?
Методы обучения персонала могут быть очень разными исходя из целей и возможностей организации. Современные методы эффективного обучения персонала требуют индивидуального подхода к потребностям сотрудника. Любое обучение имеет свои сильные стороны и сложности в применении. Необходимо это принимать во внимание при составлении программы обучения персонала.
Формы обучения персонала можно разделить на несколько групп:
- Активные и пассивные. Основной критерий различия - степень активности, которую проявляют обучаемые. Например, презентация (лекция), на которой участник может засыпать, отвлекаться на свои дела, в отличие от деловой игры, требующей активного участия всех, может и не дать ожидаемого результата.
- Индивидуальные и групповые. При индивидуальной форме обучения, предоставляется возможность полностью сфокусироваться на конкретных знаниях и навыках одного сотрудника (обучение на рабочем месте, полевой тренинг и т. д.). К плюсам группового обучения можно отнести то, что оно требует существенно меньше времени и финансовых затрат.
- С отрывом и без отрыва от профессиональных обязанностей. Обучение, применяемое без отрыва от производства и интегрированное в сам производственный процесс, а полученные навыки и знания немедленно применяются на практике.
- Стационарные и дистанционные. Новые формы удаленного обучения, такие, как онлайн-семинары, онлайн-курсы, веб-конференции, виртуальные классы становятся все более популярными в современных компаниях, но при этом необходимо очень внимательно отнестись к самому качеству виртуального обучения.
Кто будет обучать?
Учебный процесс можно организовать по-разному: задействовать опытных специалистов и менеджеров компании, нанять внешних преподавателей, тренеров, экспертов. В основном фирмы используют смешанные методы обучения персонала, а крупные организации формируют корпоративные учебные центры и внутренние университеты. Современная рыночная среда очень динамично меняется, поэтому компании могут добиться успеха только тогда, когда будут поднимать эффективность и качество своей работы на существенно новый уровень. Современный рынок предоставляет огромное количество программного обеспечения и услуг различных учебных центров для обучения персонала.
Анализ некоторого программного обеспечения управления персоналом для организации и автоматизации процесса обучения приведен ниже в таблицах.
Программное обеспечение для организации и автоматизации процесса обучения в компании «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет»:
Возможности и преимущества |
Недостатки и проблемы |
|
|
Таблица 1 – Анализ программного продукта «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет»
Когда лучше использовать?
- Для компаний, работающих с системами 1С.
- Если необходимо вести учет всех операций, связанных с обучением.
Данный программный продукт для управления персоналом пользуется большим успехом, так как необходимость обучения сотрудников, повышение их квалификации, аттестация – это неотъемлемая часть успешного предприятия. Отличающей чертой данной программы есть: простота в использовании, функциональные возможности как для руководителя, так и для отдела кадров, возможность доработки и наполнения базы теми учебными и аттестационными материалами, которые непосредственно необходимы для сотрудников вашего предприятия.
Программное обеспечение для организации и автоматизации процесса обучения в компании «Oracle Learning Management»:
Возможности и преимущества |
Недостатки и проблемы |
|
|
Таблица 2 – Анализ программного продукта «Oracle Learning Management»
Когда лучше использовать?
- Когда тематика обучения является специализированной и специфичной для компании.
- При необходимости систематичного проведения обучения.
Программное обеспечение для организации и автоматизации процесса обучения в компании: «LMSOnline»:
Возможности и преимущества |
Недостатки и проблемы |
|
|
Таблица 3 – Анализ программного продукта «LMSOnline»
Когда лучше использовать?
- При наличии достаточного бюджета на обучение.
- Когда необходимо периодическое обучение сотрудников как новых, так и работающих.
- Когда тематика обучения в корне разная.
- Когда тематика обучения является специализированной и специфичной для компании.
Приведенные продукты помимо своего полезного действия имеют также ряд отрицательных сторон, показанных в предыдущих таблицах, что делает их в некоторых случаях непригодными для использования, учитывая возможности, потребности, специфику предприятий.
Программное обеспечение для организации и автоматизации процесса обучения в компании «WebEx, MeetingPlace»:
Возможности и преимущества |
Недостатки и проблемы |
|
|
Таблица 4 – Анализ программного продукта «WebEx, MeetingPlace»
Когда лучше использовать?
- При наличии достаточного бюджета на обучение.
- Когда тематика обучения является специализированной и специфичной для компании.
- При наличии квалифицированного специалиста для работы с программой.
Программное обеспечение для организации и автоматизации процесса обучения в компании «Система WebTutor»:
Возможности и преимущества |
Hедостатки и проблемы |
|
|
Таблица 5 – Анализ программного продукта «WebTutor»
Рекомендуется для использования:
- Компаниями при проведении процедур оценки, обучения и тестирования своих сотрудников, для создания программ развития персонала, а также для автоматизации работы внутрикорпоративного учебного центра.
- Различными обучающими организациями или учебными центрами, продающими свои услуги по обучению другим организациям и компаниям.
- При наличии квалифицированного специалиста для работы с программой.
Выше приведенные программы неудобны в использовании и доставляют массу трудностей своим пользователям, что негативно сказывается на обучении персонала и на анализе полученных данных.
Современные успешные компании работают гибко, создавая новые системы взаимоотношений как с партнерами по бизнесу, так и со своим персоналом. Такие компании вырабатывают адекватные стратегии, учитывая происходящие изменения, выстраивают новые приоритеты в развитии организации, гибко и эффективно выбирают методы обучения персонала.
На открытом рынке профессионала найти очень непросто. Профессионалами не рождаются, а становятся. Системный подход к организации обучения персонала позволит в самой ближайшей перспективе получить команду профессионалов и вывести свой бизнес на новый уровень.
EFSOL
Системная интеграция. Консалтинг