Искусственный интеллект (ИИ) уже несколько лет успешно внедряется в различные сферы бизнеса и доставка — не исключение. Мы выделили основные тенденции развития технологий доставки: клиентский сервис, роботизация сложных производственных процессов, улучшения точности прогнозирования цепочки поставок и как следствие снижение затрат и цены на услуги соответственно.
- Повышение безопасности труда для сотрудников путем внедрения логистических роботов. Компании обязаны предоставлять безопасные и комфортные условия труда для сотрудников. Работа в логистике часто сопряжена с большими физическими нагрузками, такими как поднятие/погрузка/разгрузка тяжелых грузов и другие. Вследствие чего есть риск получения производственных травм и заболеваний. Роботизация, автоматизация, внедрение технологий ИИ снижают риск получения травм, заболеваний, а также минимизирует вероятность возникновения несчастного случая, избавляя работников от опасных рабочих процедур.
- Улучшение точности прогнозирования и эффективности цепочки поставок. Искусственный интеллект создан для обработки и анализа огромного массива данных, а не просто анализа. Система еще и обучается за счет этого анализа. То есть, чем больше данных ИИ обработает, тем более эффективные решения сможет принимать и строить более точные прогнозы. Искусственный интеллект появился, когда информация и данные начали достигать невообразимых объемов и человек самостоятельно стал не способен обработать этот массив. Логистические компании генерируют и ежедневно обрабатывают огромное количество данных. Системы отслеживания в режиме реального времени, системы упреждающей логистики и возможность управлять большими объемами данных в течение нескольких секунд делают возможным сокращение срока доставки, сокращают количество человеческих ошибок. Благодаря чему существенно снизилось число потерянных посылок, ошибочно доставленных заказов, а уровень удовлетворенности соответственно вырос.
- Снижение цены. Внедряя ИИ, компании работают более эффективно, затрачивая на это меньше ресурсов. Вследствие чего прибыль растет, а стоимость услуг снижается.
Логистические роботы на складах
На складах уже давно практикуют применение технологий ИИ для инвентаризации, погрузки и разгрузки товаров. Например, немецкая транспортная компания DB Schenker в рамках пилотного проекта в своем распределительном центре в Лейпциге проводит испытания автономных роботов, которые объединяют искусственный интеллект со стереоскопическими камерами. Благодаря «зрению» и искусственному интеллекту такие роботы могут ориентироваться на складе даже после его перестройки до 60%. Они создают и хранят карту помещения и обходят сотрудников и препятствия. При этом, данные машины способны перемещать грузы массой до 800 кг и имеют систему быстрой замены аккумулятора, которая существенно сокращает время простоя. Роботы отлично справляются с инвентаризацией, погрузкой и разгрузкой, сборкой заказов, однако контроль человека еще пока необходим. Сейчас устройства тестируются на рутинных операциях в сфере почтовых заказов. А сотрудники компании теперь могут больше времени уделять творческим задачам и общению с клиентами.
В России не так много организаций, занимающихся разработкой логистических роботов с ИИ, однако мы не отстаем. Например, компания Ronavi разрабатывает подобных роботов: серийное производство моделей H1500 грузоподъемностью до 1,5 т запущено в двух городах: в Троицке (Москва) и Эйндховене (Нидерланды). Устройства ориентируются по напольным меткам, заряжаются за 18 минут, модули хранения (паллеты) надежно фиксируются на перевозке, корпус выполнен из прочного металла, двигаться они могут в любом направлении без разворота корпуса. Они применяются на складах Faberlic, «Газпромнефть», «ПЭК». По оценкам которых, робот уменьшает их трудозатраты на перемещение грузов на 70%.
Улучшение точности прогнозирования и эффективности цепочки поставок
Как сообщается в журнале MarineLink, крупнейшем журнале о судоходстве, приблизительно 90% морских аварий происходит на перегруженных водных путях, однако при внедрении ИИ это число можно существенно снизить.
Weathernews Inc (WNI) — японская метеорологическая компания и Vessel Performance Solutions (VPS) — компания является поставщиком информационных услуг для судоходных компаний, создают совместный проект для интеграции данных о характеристиках судовых систем со своей системой маршрутизации погоды. Программная платформа VESPER от VPS беспрерывно собирает данные о техническом состоянии судна, скорости движения, числе оборотов, потребления топлива. Доступ к этим данным получают при помощи службы WNI Optimum Ship Routing (OSR).
Сейчас уже практикуют установку подобных датчиков на судна. Чтобы эта технология работала наиболее эффективно, необходимо создать сеть ульев из датчиков и считывающих устройств. Это нужно для обнаружения и передачи на берег информации о сбоях в аппаратном и программном обеспечении, погоде, изменения трафика. Операторы смогут передавать эти данные в системы отслеживания грузов клиентов, а также планировать будущие маршруты или технические работы.
Решения для отслеживания потока активов дает доступ к детальной информации о местоположении, условиях транспортировки и глобальный взгляд на цепочку поставок. Использование этих данных позволяет лучше управлять маршрутизацией процесса и предсказывать происшествие опасных событий. Компьютеры могут одновременно обрабатывать огромные наборы данных, которые без них невозможно включить в единый процесс принятия решений. Вот почему ИИ — это благо для управления цепочками поставок.
Роботы вместо курьеров, как способ снижения цены на услуги доставки
Наверняка многие видели периодически мелькающие новости о дронах-доставщиках, однако пока говорить о замене курьеров роботами рановато. Давайте рассмотрим, что могут беспилотники на текущий момент и правда ли есть существенное преимущество от их использования?
Находящиеся в разработке беспилотные летательные аппараты Amazon используют датчики и машинное зрение, чтобы осуществлять навигацию и автономно ориентироваться в окружающем мире.
Сертификат авиаперевозчика Part 135 компании выдало американское Федеральное управление гражданской авиации (FFA). Это необходимо при использовании дронов для доставки товаров.
В Amazon сообщили, что в рамках заявки о получении сертификата провели более 500 испытаний на безопасность и эффективность использования беспилотников.
У Amazon уже есть дрон, способный заменить курьеров, — это беспилотник-гексакоптер MK27 с функцией вертикального взлета и посадки. Он способен поднять груз весом 2,2 кг и перевезти его от склада до клиента за полчаса на расстояние примерно 12 км. Посылки весом 2,5 кг составляют 75–90% всех заказов Amazon.
В воздухе MK27 наклоняется и летит как самолет, а его компьютерное зрение позволяет распознавать динамичные и статичные объекты и избегать столкновения, например, с проводами, бельевыми веревками или домашними животными во дворе получателя посылки.
Walmart также не дремлет. В феврале 2019 года компания приняла участие в пилотном испытании FedEx, проводимом с использованием автономных роботов, созданных DEKA Development & Research. Walmart тестирует доставку дронами из своих магазинов в одном городе штата Северная Каролина.
Компания использует модели, разработанные израильской компанией Flytrex. По официальным данным, роботы управляются через облако, взлет и посадка осуществляется со специальной площадки возле магазина, они могут доставлять грузы до 3 кг на расстояние до 10 км.
Видео о дроне-доставщике Amazon Prime Air
Яндекс тоже ведет разработку собственных дронов-доставщиков, которые будут заниматься доставкой посылок «Почты России» из более чем 25 отделений и в радиусе около 2-х километров. Цена такой доставки — 1 рубль. К слову, Яндекс еще 2 года назад (в 2019 г.) презентовал своего беспилотника Ровер.
Робот имеет 6 колес, грузовой отсек открывается сверху, также робот имеет не только камеры, но и лидары (технологии измерения расстояний путем излучения света (лазер) и замера времени возвращения этого отраженного света на приёмник). Компания уже провела тестирование своих дронов в инновационном центре «Сколково», Иннополисе, Москве, Санкт-Петербурге и США. В проведении испытаний участвуют 36 дронов, а данный сервис доступен пока только в приложении «Почта России».
Как и в предыдущих проектах, робот подъезжает по нужному адресу, далее отправляет запрос клиенту, чтобы тот спустился. После этого клиенту нужно ввести код из SMS в приложении «Почта России», чтобы открыть крышку ящика с посылкой.
К слову, компания «Почта России» также проводит тестирование доставки беспилотниками. К сожалению, самые первые испытания, которые были проведены 3 года назад, провалились, но после этого компания проводила новые испытания, а в дальнейшем планирует запустить сервисы доставки дронами в разных регионах. Например, недавно «Почта России» объявила, что к 2023 году планирует организовать доставку беспилотниками на Камчатке.
Сервис доставки еды DoorDash уже осуществляет доставку беспилотными роботами в Калифорнии. Они вместе с BuzzFeed News решили провести эксперимент и посмотреть, существует ли возможность кражи еды из робота-курьера или кражи самого беспилотника. Сервис использует беспилотных роботов-доставщиков Starship Technologies.
Видео о попытке украсть еду у робота-доставщика
Как можно увидеть из видео выше, попытка воровства оказалась неудачной, и вот почему:
- Открыть крышку можно только посредством разблокировки (нужно ввести код разблокировки) дрона через специальное приложение доставки.
- На дроне установлены камеры, которые обеспечивают угол обзора почти 360 °, поэтому потенциальный грабитель однозначно будет замечен.
- При попытке украсть или открыть робота, сотрудники компании сразу же узнают об этом и вызовут полицию на место происшествия, так как местоположение робота постоянно отслеживается.
- Камеры видеонаблюдения, особенно в больших городах, расположены на большинстве улиц, в жилых комплексах, во дворах и подъездах домов. Поэтому любые попытки украсть содержимое робота будут зафиксированы.
- В новых моделях роботов-беспилотников будет встроена сигнализация. В случае попытки взлома или кражи будет раздаваться сирена, которая не сможет не привлечь внимание прохожих. Таким образом, чтобы украсть содержимое робота, нужно будет сильно постараться.
- В целом люди понимают, что взлом робота — это уголовное преступление, поэтому не склонны к таким действиям. Все-таки пакет еды не стоит нескольких лет, проведенных в тюрьме.
Выручка от коммерческих услуг с использованием дронов по отраслям
Рисунок 1 – Выручка от коммерческих услуг с использованием дронов по отраслям. Мировой рынок 2020-2026гг.
Выводы
Тенденции развития мирового рынка указывают на то, что будущее за технологиями искусственного интеллекта. Дроны, беспилотники и роботы проникают во все сферы производства и услуг, реформируют, упрощают процессы и делают их более автоматизированными. Владельцам бизнеса уже сейчас нужно задуматься о развитии и внедрении технологий ИИ, так как это поможет получить долгосрочное конкурентное преимущество на рынке.