Отдельным вопросом в поддержке безопасности ИТ-инфраструктуры коммерческой компании является защита переговоров и сервиса коротких сообщений. Неоднократно в прессе были озвучены факты предоставления государственным службам прямого доступа к приватной информации клиентов крупнейших мировых телекоммуникационных компаний, таких как Microsoft, Yahoo, Google, Facebook, PalTalk, AOL, Skype, YouTube, Apple.
Это главная предпосылка использовать собственные сервисы для общения и передачи информации внутри компании. Рассмотрим варианты защиты оперативных коммуникаций.
Для решения данной задачи существует несколько профессиональных продуктов, а также решения на базе свободного ПО.
Решение на базе свободного ПО
В качестве варианта с использованием свободного ПО рассмотрим сервер мгновенных сообщений Openfire в паре с сервером IP телефонии Asterisk.
Данный вариант представляет собой систему, основанную на бесплатных свободных решениях, что обеспечивает гибкость в настройках. А также отсутствие каких-либо «закладок» со стороны производителей, поскольку разработкой и аудитом данных продуктов занимается свободное сообщество и продукты имеют открытый код.
ПО Asterisk представляет возможность организации телефонии и видеозвонков. Являясь одной из основных систем для создания комплексных решений, имеет большой набор клиентов под различные операционные системы, как софтовые (Windows/MacOS/Andoid/iOS), так и аппаратные.
Поскольку для совершения звонка клиент и сервер предварительно обмениваются служебными данными для установления соединения, данную проблему можно разделить на две составляющих: защиту служебных данных IP-телефонии и защиту голосового трафика. В качестве средства защиты используется протокол TLS (Transport Layer Security) для защиты SIP сигналов и протокол SRTP (Secure Real Time Protocol) для защиты голосового трафика. Графически это выглядит так:
Для обмена сообщениями/документами возможно использовать ПО Openfire. Оно представляет собой Jabber-сервер на базе Java и MySQL. Jabber-сервер использует протокол XMPP, который имеет следующие преимущества: децентрализованность, открытость, безопасность и гибкость. Встраиваемая в ядро сервера модель позволяет не только авторизовать клиентов и сервер по сертификатам, а и шифровать всю передаваемую информацию с помощью PGP/GPG.
На рисунке, что представлен ниже, изображена схема работы такой модели. Клиенты с помощью программного обеспечения, например, бесплатной программы JITSI (программа, предназначенная для обмена текстовыми сообщениями, а также поддерживающая звонки и видео общение) по расширенному протоколу Jingle (Jingle - это расширение протокола Jabber, предназначенное для передачи бинарных данных) передают данные на XMPP-сервер, который в свою очередь по протоколу SIP передает данные на Asterisk. Таким образом осуществляется шифрованная коммутация и передача данных между клиентами.
С другой стороны, разговоры клиентов с помощью IP-телефонов происходят обычным способом.
Для клиента передача голоса и обмен мгновенными сообщениями представлены в одном приложении в виде окошка, в котором пользователь может, как вести переписку, так и перейти к голосовому общению.
Решение на базе коммерческого ПО
В качестве профессиональных известных продуктов можно использовать Microsoft Lync или IBM Sametime.
Данные продукты обеспечивают помимо обмена сообщениями, голосом и видео еще ряд других функций – например интегрируются c офисным пакетом компании Microsoft, что делает их использование более привычным. Одним словом, с точки зрения удобства использования и набора функций эти продукты однозначно лучше варианта с использованием свободного ПО, но у них есть два больших недостатка:
-
Закрытый код. Нет уверенности в том, что производитель не заложил в код программы функции по сбору конфиденциальной информации.
-
Цена внедрения. Внедрение данных продуктов стоит значительно дороже чем решения на базе свободного ПО, из-за высокой стоимости лицензий. Также внедрение данных продуктов обычно несет косвенные затраты: покупка офисных лицензий, лицензирование операционной системы и т.д.
В таблице указаны характеристики всех вышеописанных продуктов.
|
Asterisk + OpenFire
|
Microsoft Lync
|
IBM SAMETIME
|
Стоимость лицензий для 10 пользователей
|
–
|
От 120 000 руб.
|
От 130 000 руб.
|
Открытый код
|
+
|
–
|
–
|
Поддержка аудио- и видеозвонков и конференций
|
+
|
+
|
+
|
Запись разговоров
|
+
|
+
|
+
|
Шифрование данных
|
+
|
+
|
+
|
Поддержка мобильных устройств
|
+
|
+
|
+
|
Многоточечная видеоконференция
|
+
|
+
|
+
|
Web-конференции
|
-
|
+
|
+
|
Проведение презентаций
|
-
|
+
|
+
|
Как видим, варианты имеют одинаковый набор стандартных функций, но профессиональные решения включают в себя больше функционала – например способны поддерживать web-конференции и презентации. Таким образом, решение на базе свободного ПО целесообразно выбрать, если есть необходимость только в стандартных функциях, ну или же дополнительными функциями можно пожертвовать в обмен на сэкономленный бюджет.
![]() |
|
EFSOL