Рентабельность автомобильных грузоперевозок

Существуют различные способы перевозок грузов, но основным все же является автомобильно-грузовой.

Автомобильные грузоперевозки – высокозатратный бизнес: покупка транспортных средств, подбор опытного персонала, аренда или покупка мест для машин и прочее. Учитывая огромные затраты для организации эффективно действующего транспортного предприятия, необходимо уметь точно рассчитать рентабельность грузоперевозок.

Схематично перечислены методы оценки рентабельности грузоперевозок, описание которых далее в статье. Но, предварительно рассмотрим преимущества данного вида перевозок, группы, перечень затрат при калькуляции первоначальной стоимости услуги грузоперевозки, а также виды тарифов автомобильных перевозок и как установить тариф.

Преимущества автомобильных грузоперевозок

Мобильность
Перевозки осуществляются в соответствии сформированным индивидуальным маршрутам клиентов.
Экономичность
Стоимость ниже, по сравнению с перевозками другими видами транспорта.
Оперативность
Грузоперевозки возможны в круглосуточном режиме, в отличии от других видов транспорта, работающих по расписанию.

Группы автомобильных грузоперевозок

1. По отраслевому признаку
  • торговые;
  • промышленные;
  • строительные;
  • сельскохозяйственные;
  • почтовые;
  • в сфере коммунального хозяйства;
  • перевозки имущества населения.
2. По территориальному признаку
  • технологические;
  • городские;
  • пригородные;
  • внутри- и межрайонные;
  • междугородные (межрегиональные);
  • международные.
3. По категориям
  • стандартные;
  • перевозка сборных грузов;
  • перевозка грузов с соблюдением температурного режима;
  • негабаритная;
  • перевозка опасных грузов.
4. По объему партии
  • мелкие автоперевозки (малыми объёмами и тоннажём);
  • массовые автоперевозки (перемещение однородного груза большими объёмами и тоннажём).
5. По сезонному признаку
  • сезонные;
  • постоянные;
  • временные.

Эффективность работы предприятия, оказывающего услуги грузоперевозок, определяется показателями себестоимости и рентабельности. Согласно этим показателям определяется срок окупаемости капиталовложений, прибыль и перспективы развития. Итак, себестоимость грузоперевозок – это затраты предприятия на 1 км пробега грузового транспорта.

Виды затрат и тарифов при грузоперевозках

Калькуляция первоначальной стоимости предоставления услуги грузоперевозки включает следующие затраты:
  1. Материальные затраты – горюче-смазочные материалы, комплектующие и т.п.
  2. Амортизация транспортных средств.
  3. Оплата труда персонала.
  4. Налоговые отчисления.
  5. Накладные затраты: командировочные, услуги связи и т.п.

Рентабельность характеризуется количественной оценкой эффективности использования текущих затрат предприятия и измеряется в процентах. Формируя ценовую политику в сфере грузоперевозок, нужно учитывать не только фактические затраты, но и будущие.

Размер тарифа определяется многими факторами – расстоянием, характеристиками груза (вес, объем), сезонностью и т.п.

Виды тарифов на грузоперевозки

1
Покилометровый тариф

Стоимость устанавливается от пробега автомобиля.

2
Повременный тариф

Фиксируется почасовая оплата за машины с определенными характеристиками.

3
Сдельный тариф

Стоимость выставляется за тонны перевозимого груза, учитывая расстояние.

Чтобы установить тариф перевозки, необходимо к рассчитанному значению себестоимости прибавить желаемое значение прибыли.

В программе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» автоматически подводится итог по затратам, для этого создан отчет «Расходы на ТС». В настройках программы можно создавать различные статьи расходов. Есть возможность выводить отчет как по определенной статье расходов или транспортному средству, так и вцелом. Пример отчета представлен далее.

В программе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» предусмотрена возможность в автоматическом режиме проводить оценку эффективности финансовой деятельности предприятия, создан перечень отчетов - «Отчеты по доходам и расходам», с помощью которых по периодам проводится анализ расходов, прибыли, рентабельности, сравнение плановых и фактических показателей. Подробнее перечень отчетов программы представлен ниже, с подробным описанием каждого.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Основным показателем при анализе эффективности финансовой деятельности работы любого автотранспортного предприятия является величина общей рентабельности.

Рентабельность по балансовой прибыли

В большинстве случаев, рентабельность определяется исходя из балансовой прибыли предприятия. Итак, рентабельность грузоперевозок – это соотношение суммарной балансовой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Пользуясь данной схемой расчета можно также вычислить эффективность использования активов - соотношение суммарной балансовой прибыли предприятия к суммарной стоимости активов, и эффективность использования капитала - соотношение суммарной балансовой прибыли предприятия к годовой сумме использованных собственных средств.

Рентабельность по видам перевозок

Рентабельность по видам перевозок рассчитывается аналогично, но необходимо перераспределить по видам перевозок основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. В данном случае сумма прибыли рассчитывается разницей между суммами доходов и затрат, 2% от суммарного дохода отчисляются на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

К основным производственным фондам предприятия относят – оборудование, здания, подвижной состав и т.п. В данном случае основную роль играет стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, которая распределяется по категориям перевозок. Пропорционально стоимости транспортных средств по видам перевозок распределяется остача производственных фондов.

К нормируемым оборотным средствам относятся такие средства, расход которых зависит от пробега автотранспорта (ГСМ, эксплуатационные материалы, запасные детали и т.п.), а также быстроизнашивающиеся и малостоящие компоненты. Распределение нормируемых оборотных средств происходит в процентном соотношении между категориями, учитывая: пробег ТС – для средств, расход которых зависит от пробега; машино-часы работы ТС – для быстроизнашивающихся и малостоящих компонентов.

Вести учет пробега по каждому автомобилю и фактически отработанных машино-часов довольно трудоемкий процесс, но по данным показателям можно провести объективную оценку эффективности перевозок.

Рентабельность маршрута, поездки, транспортного средства

Калькуляция 1 поездки включает следующее:

  • переменные расходы на 1 км пробега одного ТС;
  • постоянные расходы на 1 час эксплуатации одного ТС.

В данном случае к постоянным и переменным расходам относят следующее

Постоянные расходы
  • заработная плата и премиальные;
  • социальное страхование;
  • накладные и внепроизводственные расходы.
Переменные расходы
  • ГСМ, топливо;
  • текущий ремонт и техническое обслуживание каждого ТС;
  • амортизационные расходы на ремонт каждого ТС.

При использовании однотипных автомобилей определенных марок, при постоянных маршрутах, возможно рассчитать:

  • переменные расходы на 1 км пробега автомобиля;
  • постоянные расходы на 1 час работы автомобиля.


В программе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» создан отчет «Рентабельность по транспортным средствам», в котором выводятся суммы доходов и расходов, прибыть и рентабельность по привлеченным и собственным транспортным средствам. Знаком минус обозначены убытки, на что следует обратить особое внимание. Также настройки отчета позволяют его видоизменять, допустим анализировать количество и процент выполненных заказов по транспортным средствам, выводить суммы расходов, доходов и прибыли без НДС. Пример отчета представлен ниже.

Программа «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» автоматизирует процессы расчета расходов, доходов, прибыли и рентабельности, сравнения плановых и фактических показателей, т.е. предоставляет возможность проводить объективную оценку финансовой деятельности автотранспортного предприятия. Показатели в динамике помогут проанализировать текущее финансовое положение предприятия и спрогнозировать перспективы развития. Если рентабельность падает, ситуацию возможно исправить снизив себестоимость, рационализировав расходы, увеличив объемы продаж услуг.

Аватар EFSOL

EFSOL Системная интеграция. Консалтинг

Заказ демонстрации по продукту

Рентабельность автомобильных грузоперевозок

обязательные поля
*
Фамилия, имя, отчество:

Как к Вам обращаться?

 
  
Название организации:

Нужно нашим специалистам

 
  
Ваш E-mail адрес:

Необходим для обратной связи и оповещений

 
*
Ваш номер телефона:

Введите код и номер телефона

 
* Антиробот:
Введите ответ

Есть вопросы?

Закажите звонок специалиста!

Есть вопросы?

Закажите звонок специалиста!
нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных