+7 495 230 03 03 8 800 222 50 03

Учетная политика организации: кому нужна и как корректно составить

Дата публикации: 28 февраля 2024
Учетная политика организации: кому нужна и как корректно составить
Бытует мнение, что учетная политика это исключительно бухгалтерских документ, который кроме как в бухгалтерии никому не интересен и не нужен. Однако это огромное заблуждение. Разберем важность и необходимость этого документа.

Учетная политика для бизнеса входит в ряд обязательных и первостепенных документов как при открытии бизнеса, так и при его беспрерывном существовании.

Именно в учетной политике организация обязана закрепить все правила и принципы ведения учета, определяет порядок проведения множества мероприятий, закрепляет внутренние нормы которых будет придерживаться весь год.

Кому нужна учетная политика? 

Пользователями учетной политики являются не только внутренние службы но и внешние пользователи. Рассмотрим кто и в каких целях будет запрашивать и изучать данные документ:

Пользователь Период истребование и основание для пользования
Собственник Собственник бизнеса вправе знать, какие способы применяет его компания в работе. Кроме того, от правил ведения налогового учета зависят суммы налогов, в чем он непосредственно заинтересован
Внутренние бухгалтерские службы На протяжение всей деятельности компании бухгалтерские службы руководствуются именно этим документом, обязаны соблюдать все правила и обязательства прописанные в нем, а также ознакамливаться при внесении каких-либо изменений
Консалтинговые компании Специалисты консалтинговых компаний могут выбирать способ учета и им необходимо понимать, на основе каких принципов учет велся ранее. Либо при выборе варианта стратегических решений по оптимизации: оно не должно противоречить правилам закрепленным в учетной политике
Аудиторы В период проведения аудиторской проверки: соответствие учетной политики актуальным требованиям законодательства. Некорректно составленная учетная политика или ведение учета противоречащее ей, может привести к получению отрицательного аудиторского заключения
Банки и кредитные организации При принятии решения о предоставлении того или иного банковского продукта сотрудники банков запрашивают и оценивают не только отчетность и бухгалтерские регистры компании. Банки хотят увидеть, часто ли компания сводит баланс, придерживается ли норм законодательства и насколько представленная документация соответствует этим нормам
ФНС и Фонды При проведении камеральных и выездных проверок, как общих так и тематических
Различные министерства Получение государственной поддержки, различных субсидий и грантов всегда сопровождается истребованием широкого списка документов, в списке которых часто фигурирует учетная политика
Суды и прокуратура В судах организация может победить в налоговом споре, опираясь на позиции, прописанные в учетной политике. При проверке гособоронзаказов прокурорам необходимо удостовериться в закреплении правил раздельного ведения учета
Партнеры При заключении сделок, инвестиционных процессах, процессе слияния или приобретения долей в бизнесе

Чем руководствоваться при создании учетной политики и как часто вносить в нее изменения?


Основным нормативно-правовым документов, регламентирующим обязанность ведения учетной политики, является ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций».

Если же деятельность экономического субъекта ведется  в соответствии с системой международных стандартов финансовой отчетности, то необходимо руководствоваться  МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки” и МСФО (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности”, где излагаются требования к раскрытию учетной политики. 

При создании нового юридического лица необходимо составить учетную политику не позднее 90 дней со дня открытия бизнеса.

Для уже действующих организаций, по общему правилу учетная политика утверждается не позднее последнего дня уходящего года, так как правила бухгалтерского и налогового учета применяются со следующего за утверждением года. 

Однако изменения в законодательстве могут наступить не только с начала календарного года, но и в любой другой период. Поэтому часто требуется внесение дополнений и (или) изменений в учетную политику. Согласно ст. 313 НК РФ если изменения в учетной политике вызваны изменениями законодательства, то новые положения применяются с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.

Если же речь идет об изменениях не связанных с законодательным аспектом, а вызваны новым видом деятельности, реорганизацией, открытием или закрытием новым подразделений – то внести изменения до момента наступления этих событий. Новые положения применяются с момента утверждения приказа о внесении дополнений в учетную политику (ст. 313 НК РФ). Применять новый порядок учета на периоды до внесения изменений – запрещено.

Последствия отсутствия учетной политики и нарушений ее применения

Учетная политика хотя и является внутренним документом, но ее составление строго обязательно. Отдельной статьи, регламентирующий штрафные санкции за ее отсутствие не предусмотрено, однако это не гарантирует отсутствия штрафов.

Т.к. учетную политику налоговики могут истребовать в ходе проверки, ее предоставление может повлечь за собой штраф от 200 рублей до 500 000 рублей ( на основании ст. 26 НК РФ “Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля”).

Если в ходе проведения проверки учетная политика предоставлена, но фактическое ведение учета противоречит правилам, закрепленным в ней – это может повлечь за собой штрафы предусмотренные статьей 120 НК РФ “Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)” в размере от 10 000 руб, а также доначисление налогов и пеней.

Кроме того некорректная учетная политика или ее несоблюдение влечет за собой недостоверную информацию в бухгалтерской финансовой отчетности. Искаженные показатели напрямую влияют на финансовую привлекательность компании, возможность привлекать инвесторов, заключать крупные сделки, рассчитывать дивиденды и многое другое.

Компания EFSOL поможет обеспечить Вашу компанию грамотно составленной учетной политикой. Мы учтем не только все последняя изменения законодательства, но и специфику Вашего бизнеса. 

Нужна помощь консультанта?
Лого ES мини

EFSOL

  • Аноним

    Добрый день, может ли ООО (ОСНО) покупать акции других компаний и оплачивать их с расчетного счета? Какие особенности налогового и бухгалтерского учета при таких операциях?

    • https://efsol.ru/ EFSOL

      Добрый день! Да, может. Для целей бухучета акции, приобретенные у другой организации, являются финансовыми вложениями (п. 2 и 3 ПБУ 19/02). Учтите их на счете 58. При любом методе расчета налога на прибыль приобретение акций не влияет на налогообложение до момента их выбытия. Входного НДС не возникает, поскольку реализация акций и долей не облагается этим налогом. Полученные финансовые вложения учтите по первоначальной стоимости. В нее включите стоимость приобретения акций; стоимость информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением акций; вознаграждения посредников, через которых приобретены акции; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением акций; суммы НДС с расходов, непосредственно связанных с приобретением акций. Такой порядок установлен пунктами 8–9 ПБУ 19/02, пунктом 2 статьи 170 НК и подпунктом 12 пункта 2 статьи 149 НК.

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    В данной ситуации вы теряете право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, т. к. возникновение обязательного аудита приводит к тому, что нужно вести полный учет, даже при условии, что организация остается в реестре СМП. Поэтому с 1 января 2024 г. учет должен быть полный. Изменения нужно отразить в учетной политике.

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    Добрый день! Переплату с ЕНС можно вернуть на основании заявления налогоплательщика и по решению налоговой инспекции. Например, при возмещении НДС, акцизе и налоговом вычете. Для данного вида заявления также существует своя форма КНД 1112542, утвержденная приказом от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@. Возврат также зависит от положительного сальдо. Если баланс будет отрицательным, то в возврате денег откажут. Не вернут денег больше, чем сумма сальдо. Если в наличии неполная сумма, деньги вернут частично. Документ нужно подать по месту учета. При наличии обособленных подразделений заявление можно подать по месту их учета, на выбор.

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    Добрый день! НДС с аванса, полученного в оплату необлагаемых НДС товаров (работ, услуг) принять к вычету нельзя, можно только вернуть (Письмо Минфина от 03.07.2018 № 03-07-11/45889). В то же время давайте учтем, что зачет аванса Минфин приравнял именно к возврату, а не отгрузке в счет аванса. Т.е. по сути облагаются ли налогом и каким образом те товары, работы, услуги, которые оплачены зачетом, значения не имеет. Косвенно подтверждают это решения судов о праве вычета НДС с аванса, зачтенного в оплату прав требования по договорам поставок (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2016 № Ф10-4890/2015, ФАС Волго-Вятского округа от 30.07.2014 по делу № А79-7197/2013). В связи с вышеизложенным следует сделать вывод, что вычет возможен, но чтобы избежать рисков рекомендуем обратиться за разъяснениями в свою ИФНС.

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    Добрый день. Согласно действующего законодательства ИП не обязаны формировать учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета. Однако, вне зависимости от выбранного режима налогообложения, правила ведения налогового учета должны быть разработаны и закреплены в учетной политике для целей налогового учета.

  • Аноним

    Может ли ООО на усн 15% принять к расходам сумму оплаты за процедуру банкротства?

    • https://efsol.ru/ EFSOL

      Добрый день! Принять к расходам именно сумму оплаты за процедуру банкротства нельзя.
      Налогоплательщики с объектом “доходы, уменьшенные на величину расходов” при определении налоговой базы учитывают только те расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы при УСН (см. письмо Минфина России от 16.05.2024 N 03-11-11/45097).Расходы на процедуру банкротства не предусмотрены п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

  • Аноним

    Добрый день, организация на усн (доходы) приобрела земельный участок стоимостью 250 млн руб. Теряет ли она право на применение усн?

    • https://efsol.ru/ EFSOL

      Добрый день! Чтобы применять УСН, остаточная (балансовая) стоимость ваших ОС не должна быть больше 150 млн руб. Согласно пп. 16 п. 3 ст. 345.12 НК РФ остаточную (балансовую) стоимость считают по тем ОС, которые признаются амортизируемым имуществом. Земельные участки не подлежат амортизации как объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.

  • Аноним

    Работник работает по договору ГПХ, договор заканчивается, но она беременна и просит оплатить листок нетрудоспособности по беременности и родам. Как закрыть договор? Не придется ли продлевать договор до окончания листка нетрудоспособности?

    • https://efsol.ru/ EFSOL

      Добрый день! На лиц, с которыми вы заключили договор ГПХ нормы трудового законодательства не распространяются. ГК не обязывает заказчиков продлевать гражданско-правовой договор в случае беременности исполнителя. Продлить договор ГПХ можно по соглашению сторон и на согласованный сторонами срок. Но определенные риски все же есть: так, если заключенный договор фактически регулирует трудовые отношения и имеет признаки трудовых отношений, то такой договор может быть признан трудовым по иску работницы или СФР судом.

  • Аноним

    Компания (ООО, ОСН), является малым предприятием, оказывается строительные работы при строительстве различных объектов. Цикл работ порой затрагивает несколько отчетных/налоговых периодов. Способы признания доходов/расходов от осуществления данной деятельности?

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.