Одной из задач логистики на хлебозаводах является задача расчета сырья для его перемещения с центральных складов в кладовые производства. С ростом масштаба эта задача становится очень важной, так как нарушение сроков и объема поставки ведет к невозможности вовремя выполнить поставленную производственную задачу.
Продукты питания имеют особые требования по организации хранения, складские помещения в производстве ограничены по объему, производственный план дается максимум на смену, срок хранения продукции очень маленький, производственные кладовые не работают в выходные дни и ночные смены - все эти и другие моменты влияют на организацию и решение логистической задачи. Ниже мы рассмотрим в какой мере влияют на неё основные факторы, насколько они существенны при той или иной специфике организации производственного процесса хлебозавода, масштабе предприятия и других особенностях.

Основные факторы, от которых зависит данная проблема и на которые нужно обратить внимание при построении системы автоматизации предприятия:
- Планирование расхода сырья.
- планировать по среднесуточному расходу сырья за предыдущие периоды;
- строить прогнозную модель выпуска готовой продукции.
- Условия организации хранения сырья в производстве.
- Регулярность закупок сырья.
- Ограничение объема доставки.
- Организация доставки.
Так как сырье отпускается, обычно, в производство только днем в будние дни, то при его поставке необходимо обеспечить не только текущую смену, но и следующую ночную (если следующие дни выходные, то и их), а также обеспечить начало работы смены, в которую будет производиться следующая выдача сырья.
На данный момент используются два способа планирования расхода сырья в производстве:
Первый вариант проще, менее трудоемок и он предпочтителен для предприятий с устоявшейся номенклатурой, большим постоянством выпуска и производственных рецептур. Однако, если ассортимент и его объем меняются, рецептуры (в пределах ГОСТа и ТУ) по каким-то причинам становятся другими, то тут уже необходимо разработать методику прогнозирования выпуска.
Самым предпочтительным для предприятия является, конечно, наличие больших помещений для хранения исходного сырья, однако практика показывает, что это не всегда возможно.
Так при наличии большой холодильной камеры было бы удобным, уже при приобретении сырья (например, маргарин), большую его часть сразу отправить в производство, однако ввиду ограниченности объема камеры это сделать невозможно. Поэтому мы должны учитывать максимальную вместимость мест производственного хранения при формировании заказа на перемещение туда производственного сырья.
Данный фактор позволяет экономить затраты на собственные транспортно-погрузочные работы. В случае, если, например, сливочное масло завозят во вторник и пятницу, то целесообразно спланировать и произвести завоз на склады производства в эти дни. Это позволит сократить затраты на погрузо-разгрузочные работы на центральных складах. Если же доставка производится поставщиком, то на развоз сырья в цеха не нужно отвлекать собственный транспорт.
Очень часто на производстве бывает такая ситуация: на выходные или праздничные дни (обычно в пятницу) возникает необходимость произвести увеличенную выдачу сырья в кладовые производства, чтобы обеспечить в эти дни выпуск продукции. Однако служба снабжения, зачастую, не готова это сделать. На это могут влиять недостаточное количество грузчиков, нехватка транспорта или ограничение его вместимости.
В данном случае необходимо разработать механизм, который обеспечивал бы равномерное распределение доставки на такие периоды. К примеру, в цех ежедневно поставляется 500 кг сахара, в пятницу же для обеспечения субботы и воскресения требуется 1500 кг, с учетом другого сырья может потребоваться дополнительный рейс, что экономически не выгодно. Целесообразнее немного увеличить доставку такого сырья начиная со среды на 350 кг, когда такое увеличение не ведет к дополнительным издержкам.
У предприятия не всегда имеется возможность организовать компактное хранение закупленного сырья. Производственные цеха и участки могут быть распределены по территории завода. В этом случае приходится составлять план погрузки-выгрузки сырья в зависимости от типа развоза (с одного склада на несколько участков, с нескольких складов на несколько участков, с нескольких складов на один участок, с одного склада на один участок). Без упорядочения процесса погрузки дальнейшая выгрузка и поиск нужного сырья, предназначенного на конкретный участок, затруднены. Наличие же специального документа заказ-отвеса, в котором указывается план погрузки-выгрузки сырья, существенно облегчает загрузку на центральных складах и выгрузку в производственные кладовые, сокращает время процесса, причем ошибок в этом случае бывает меньше.
Без использования программ для автоматизации хлебозавода снизить влияние каждого фактора и провести планирование завоза сырья очень затруднительно или практически невозможно. Правильно спланированный заказ на доставку сырья в производство позволяет не только оптимально определить необходимый для завоза материал, но и сэкономить на транспортно-заготовительных работах.
