Обратный звонок RedConnect

Сбор MAC-адресов мобильных устройств в маркетинговых целях

В нашу ИТ-компанию постоянно обращаются текущие и новые клиенты с целью реализовать какую-то идею. Задачу в большинстве случаев описывают простым языком, без даже примерного технического задания, но в итоге все трансформируется в полноценный технический проект, результатом которого становится реализация идеи клиента.

Одна из таких задач звучала следующим образом: «Хотим чтобы реклама нашей продукции попадала в телефоны тех людей, которые проходят мимо наших магазинов». И далее трансформировалась в проект по созданию инструмента для сбора физических адресов мобильных устройств, которые находятся на определенной территории с дальнейшим использованием этой информации в маркетинговых целях.

Как это работает?

  • На территории, которая интересует клиента, устанавливается оборудование сканирующее мобильные устройства по Wi-Fi, находящиеся в радиусе его действия.
  • Физические адреса таких устройств (MAC-адреса) запоминаются и сохраняются в базу.
  • База фильтруется - например, выбираются устройства, которые многократно были авторизованы в пределах периметра и отбрасываются те, которые появлялись единожды. Еще можно отфильтровать по производителям, например, возможно выделить все устройства компании Apple или другой.
  • База загружается в инструмент интернет-маркетинга, такой как Яндекс.Аудитории или My target (соцсети Вконтакте, Одноклассники, МойМир) и из нее формируется целевая аудитория.
  • После чего этой группе людей показываются рекламные баннеры, когда они пользуются соответствующей поисковой системой системой или социальной сетью.

Таким образом, на выходе получаем эффективную рекламную кампанию, так как рекламу видят только те лица, которые могут быть потенциальными покупателями.

Техническая реализация

Система состоит из трех компонентов:

1
Сервер на базе CentOS для хранения и организации информации.
2
Роутер Mikrotik в режиме фейк-точек доступа. Следующими командами активируем интерфейс, создаем на одном интерфейсе 3 беспроводные сети и присваиваем им SSID популярных публичных сетей (таких как Moscow_Wi-Fi_Free):
        add disabled=no mac-address=00:00:00:00:00:F5 master-interface=wlan2  name=wlan4 ssid=Moscow_Wi-Fi_Free vlan-id=10 vlan-mode=use-tag
        add disabled=no mac-address=00:00:00:00:00:F8 master-interface=wlan2  name=wlan6 ssid=Subway vlan-id=10 vlan-mode=use-tag
        add disabled=no mac-address=00:00:00:00:00:FA master-interface=wlan2  name=wlan8 ssid=MT_Free vlan-id=10 vlan-mode=use-tag
        
2
Роутер Mikrotik в режиме сниффера. Командами активируем режим сниффера, указываем что захваченные данные нужно передавать на сервер и указываем его адрес:
        /interface wireless sniffer
        set multiple-channels=yes streaming-enabled=yes streaming-server=192.168.40.77
        

Наличие двух роутеров необходимо, так как часть устройств в ходе поиска Wi-Fi точек для подключения и рассылки информации о себе используют случайный MAC-адрес.

Рисунок 1 - схема организации сбора MAC-адресов

На сервере сбор информации настроен следующим образом:

  • в cron по таймеру идёт запуск скрипта macs.sh, который перезапускает/запускает сниффер на базе tshark в файл с роутера-сниффера.
  •         #!/bin/bash
            killall -9 tshark
            date=`date '+%Y%m%d%H%M%S'`
            nohup tshark udp port 37008 -nn  > dump_$date.dump &
            
  • Информация с роутера фейк-точек, собирается через типовой механизм сборки логов роутера посредством приложения rsyslog.

Обработка информации выполняется по cron раз в сутки путем запуска файла parse.sh. Данный скрипт обрабатывает всю информации и складывает её в папку - /var/www/ftp/macs, которая доступна через ftp (доступ с помощью приложения vsftpd).

На роутерах настроена минимальная конфигурация (дефолт роут + обновление времени). Доступ с Wi-Fi ограничен.
Роутер-сниффер настроен на отсылку дампа Wi-Fi окружения через планировщик на адрес сервера.
Роутер фейк-точек настроен на публикацию нескольких популярных SSID, при автоподключении к которым происходит запись в локальный лог файл и отправка на сервер.

Примеры использования

Такая система может использоваться во многих сферах бизнеса, но их можно объединить в две большие группы. Первая ориентирована на то, чтобы выявить, кто находится на определенной территории, вторая на то, чтобы собрать информацию о людях по определенному признаку вне зависимости от их расположения. Примеры приведены в таблице.

Таблица 1. Цели использования и примеры

Объекты Цель использования Пример
1 Кафе, рестораны, магазины, салоны, торговые автоматы Собрать аудиторию, которая часто физически находится рядом с местом, где клиент продает свой товар или оказывает услугу. Особенно эффективно для товаров или услуг, которые требуются клиенту часто и имеют невысокую стоимость. Автомат по продаже еды в бизнес-центре. Результатом будет сбор данных о всех сотрудниках, которые проходили мимо автомата и дальнейшее предложение еды сотрудникам бизнес-центра.
2 Тематические мероприятия, конференции, выставки Собрать аудиторию определенной отрасли или с определенным кругом интересов. Эффективно для товаров или услуг, покупка которых не привязана к месту их продажи. Может применятся в сегменте дорогих продуктов или тех, которые покупаются очень редко. Например компания оказывает услуги по обучению и сертификации ИТ-специалистов и участвует в масштабной ИТ конференции или выставке. Результатом будет сбор данных об участниках этого мероприятия. Эти люди связаны с ИТ или активно интересуются тематикой, соответственно, им могут быть интересны такие услуги.

Результаты тестирования и выводы

Оборудование было установлено в одном из крупных московских ТРЦ. Результаты за первые 3 месяца указаны в таблице ниже. Количество адресов указано в таблице 2.

Таблица 2. Количество собранных MAC-адресов

Месяц Количество собранных адресов в режиме сниффера Количество собранных адресов в режиме ложной точки доступа
1 Август 2019 720805 1068
2 Сентябрь 2019 1501387 2097
3 Октябрь 2019 2508578 3254

В результате было получено 2 пула данных:

1
Пул в режиме сниффера. Очень много адресов, но из них большинство нереальные, так как устройства для сканирования сети используют случайный MAC-адрес. Такие списки нужно очень тщательно фильтровать, используя таблицы закрепленных за производителями MAC-адресов.
2
Пул с ложной точки доступа. Адресов получилось собрать во много раз меньше, но зато это реальные устройства.

По нашему мнению, использовать для сбора адресов режим ложной точки доступа значительно эффективнее, так как собираются реальные адреса устройств. Сниффер менее эффективен, поскольку собирает огромное количество адресов, и их достаточно сложно отфильтровать, а это в свою очередь приведет к ошибкам при определении целевой аудитории.

Аватар EFSOL

EFSOL Системная интеграция. Консалтинг

Сбор MAC-адресов мобильных устройств в маркетинговых целях

обязательные поля
* Антиробот:
Введите ответ

Есть вопросы?

Закажите звонок специалиста!

Есть вопросы?

Закажите звонок специалиста!
нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных