Вопрос обучения и адаптации новых сотрудников остро стоит в любой организации. Чем больше размеры организации, тем более существенно влияние процессов получения и передачи знаний на результат работы компании.
Приступающие к работе новые сотрудники хоть и могут иметь ряд неплохих компетенций необходимых для занимаемой должности, но корпоративными компетенциями вашей компании они не будут владеть в любом случае. Все это обусловлено тем, что в каждой компании царит своя корпоративная культура, свое наименование должностей и подразделений, должностные обязанности и функции подразделений.
Когда мы говорим про общую базу знаний, речь идет не только о профессиональных навыках для каждой должности в организации, а в первую очередь – про специфические знания, необходимые для работы в Вашей организации. Как поступить в той или иной ситуации? Как оформить документы, осуществить доставку; что делать, если в офисе пропало электричество? Построение всех процессов в организации достаточно трудоемко, естественно для организации очень дорого терять сотрудников, которые владеют процессами; поэтому и существуют «незаменимые» люди. При увольнении таких сотрудников процессы необходимо выстраивать заново.
Сравнительный анализ решений для организации базы знаний
Решение | Достоинства | Недостатки |
Mediawiki |
|
|
Айкумена-управление |
|
|
1С:Электронное обучение. Корпоративный университет |
|
|
Таблица 1 – Сравнительный анализ некоторых решений для организации базы знаний
Создание базы знаний на основе готового решения 1С:Электронное обучение позволяет собрать, сохранить и передать знания. Новых сотрудников теперь будет обучать программа, а Ваши старые сотрудники все время смогут уделять работе. С чего же начать?
Разработка учебных материалов
Учебные материалы – это сердце базы знаний, то из чего она состоит. Поэтому эффективность и слаженность процессов создания учебных материалов равносильна скорости создания базы знаний. Другими словами: чем быстрее будут создаваться учебные материалы, тем быстрее вы получите готовую базу знаний.
Продукт 1С:Электронное обучение. Корпоративный университет позволяет создавать учебные материалы, импортировать материалы других разработчиков, создавать подборки файлов для обучения, целые обучающие курсы, и даже отдельные базы знаний.
Для элемента «Электронный курс» можно создать как теоретическую часть и глоссарий, так и тесты проверки знаний.
Организация и проведение обучения, управление учебным процессом
Основой учебного процесса, по сути, являются мероприятия. Можно единожды создать сценарий мероприятия и потом применять его к каждому следующему мероприятию, что существенно сократит потери времени.
Каждому мероприятию можно присвоить характеристики:
- Наличие подчиненных мероприятий или подчиненность другому мероприятию.
- Период, а при очном обучении – дата, время и место проведения.
- Открытое или закрытое мероприятие.
- Необходимое учебное оборудование, если мероприятие очное.
- Ограничения по количеству участников.
- Необходимость заявки на участие в мероприятии.
- Период подачи заявок на участие.
- И другие.
Каждому мероприятию можно назначить преподавателя и участников, учитывая их загрузку и планы. Программа сама проверит, занят ли преподаватель или учащийся о времени, которое назначено для обучения.
Данное решение поддерживает не только учебные мероприятия – есть возможность создания собраний, аттестаций либо других событий.
Контроль знаний и анализ результатов обучения
Для контроля знаний используются тесты. Тесты могут содержать вопросы различных типов: открытые, с ответом по принципу «один из многих» или «несколько из многих», по шаблону и прочие типы.
Для проверки результатов программа группирует ответы, требующие проверки преподавателя, остальные ответы проверяет сама и выставляет оценку, заданную создателем теста, от двухбалльной (зачет/незачет) до процентной. Также можно переводить оценки из разных систем оценивания по заданным правилам.
Учет персонала для целей обучения
Процесс обучения персонала переполнен различными рутинными операциями, которые можно автоматизировать. Так можно автоматизировать учет персонала, импортировав его из 1С:Зарплата и управление персоналом. Он необходим для того, чтобы предоставить руководителю исчерпывающую информацию о сотрудниках, занимающихся обучением, и вести свой автономный учет.
Управление пользователями
К базе электронного обучения подключено множество пользователей, которые учат, контролируют, составляют учебные материалы и программы обучения, и, конечно же, те, которые изучают. Данная функция позволяет автоматизировать права доступа каждого пользователя или их групп, у той или иной информации в базе знаний или операциям с ними.
Рисунок 1 – Формирование базы знаний на базе 1С:Электронное обучение. Корпоративный университет
Вывод
Создание базы знаний – кропотливый процесс, который потребует от руководителей и сотрудников немало усилий, при этом он будет вознагражден многократно. Это инвестиция в быстрое развитие и рост Вашего предприятия. По соотношению достоинств и недостатков, мы рекомендуем использовать программное обеспечение 1С:Электронное обучение. Корпоративный университет. Только оно позволяет создавать индивидуальные курсы обучения для сотрудников.
