Как определить, что компания работает в хаосе?
Во-первых, сотрудники не до конца понимают зону своей компетенции и ответственности.
Во-вторых, прежде чем заключить сделку, клиент «кочует» из отдела в отдел, общаясь при этом не с одним закрепленным менеджером, а со всеми понемногу: с производственниками, продавцами, бухгалтером. В итоге процесс затягивается, страдает качество, появляется риск потери информации и невыполнения договоренностей.
В-третьих, непосредственно владелец бизнеса просто физически не в состоянии самостоятельно сделать аналитический срез и оценить обстановку по конкретному проекту, клиенту, работе отдела. Для этого ему нужно связаться с сотрудником, который имеет доступ к документам (даже если это записи в его блокноте) или пообщаться с компетентным в этом вопросе человеком, не имея при этом возможность проверить его слова на предмет достоверности. Либо можно выждать окончание проекта, чтобы увидеть конечный результат.
Выстраиваем бизнес-процессы
Для систематизации деятельности основных отделов можно перевести компанию на работу по бизнес-процессам.
Бизнес-процесс (далее БП) – это некая последовательность действий, которая в результате должна привести к определенному результату.
Основная цель разработки и внедрения БП в деятельность компании – это формализация и оптимизация работы.
Задачи, которые решаются при переводе компании на работу по БП:
- Оптимизация трудозатрат.
- Минимизация влияния человеческого фактора.
- Сокращение механических ошибок.
- Понимание сотрудниками зоны своей компетенции и ответственности.
- Упрощение процесса оценки эффективности работы.
Весь процесс формализации деятельности можно разбить на четыре простых шага (рис. 1).
Рисунок 1 – Этапы разработки бизнес-процесса
Пример работы по бизнес-процессу
БП формализуют деятельность как компании в целом, так и отдельно ее отделов.
Рассмотрим примеры использования БП для компаний, работающих в сегменте В2В, то есть, которые напрямую не взаимодействуют с конечным потребителем, а продают свои услуги или товары другим компаниям.
Для примера возьмем работу отдела продаж. Здесь важный и требующий стандартизации в первую очередь процесс – это продажа, начиная с момента выявления интереса у потенциального клиента и до совершения сделки.
Типовой БП «Продажа» для компаний в В2В сегменте может иметь вид, представленный на рисунке 2.
Рисунок 2 – БП «Продажа»
Для формализации работы отдела продаж также можно настроить БП «Формирование лояльности», «Работа с постоянными клиентами (повторные продажи)», «Продажа дилера» и другие. Также за счет БП можно выстроить работу отделов маркетинга («Проведение рекламной кампании», «Маркетинговое исследование», «Разработка долгосрочной стратегии»), работы с кадрами («Обучение сотрудников», «Карьерный рост») и другие.
Немаловажной является возможность настройки взаимодействия между отделами компании за счет внедрения таких БП, как «Разработка коммерческого предложения», «Разработка договора», «Разработка продукта».
Инструмент реализации бизнес-процесса
Когда основная детальность компании обрела четкую последовательность и БП готовы, появляется следующая задача – выбрать инструмент, в котором будут зафиксированы этапы БП, определены ответственные лица, настроена верная последовательность, а выполнение будет находиться под контролем руководства.
Процесс формализации и систематизации работы за счет внедрения БП у многих компаний проходит по-разному, однако можно выделить два основных подхода к этому процессу:
- Бизнес-процесс «в блокноте».
Зачастую владельцы бизнеса, пытаясь якобы систематизировать работу компании, ограничиваются своими записными книжками, программными продуктами пакета MS Office и «распечатками» над рабочим местом ответственного сотрудника.
Это конечно лучше, чем совсем ничего. Однако в таком случае следует быть готовым и учитывать некоторые нюансы. Например, отсутствие какого-либо стороннего контроля, полная зависимость от человеческого фактора и ограниченность в аналитике.
- Автоматизированный бизнес-процесс.
Автоматизировать ключевые процессы компании возможно за счет внедрения CRM-системы. На сегодняшний день рынок представлен огромным выбором клиент-ориентированных учетных систем: платные и бесплатные, «в облаках» и установочные, с возможностью интеграции с другими программами и без такой возможности и прочие. Выбор системы зависит от финансовых возможностей компании, а также ее бизнес-задач.
Для наглядности проанализируем задачи, которые решаются с использованием одного из подходов к формализации деятельности компании.
|
Задача |
БП «в блокноте» |
БП в CRM-системе |
|
Четко определена последовательность действий процесса |
+ |
+ |
|
Системный контроль последовательного выполнения действий |
– |
+ |
|
Закрепление ответственного лица для каждого этапа процесса |
+ |
+ |
|
Системный контроль выполнения этапа ответственным лицом |
– |
+ |
|
Формирование статистики по достижению ожидаемого результата на каждом этапе и всего процесса в целом |
трудозатратно |
оперативно |
|
Возможность анализа всего процесса и отдельно каждого этапа |
трудозатратно |
оперативно |
|
Зависимость от человеческого фактора |
максимальная |
минимальная |
Таблица 2 – Сравнение подходов к формализации БП
Выбор инструмента для работы по БП зависит от масштабов компании, сферы деятельности и целей руководителя.
При выборе CRM-системы рекомендуем руководствоваться следующими принципами:
- выбирайте CRM-систему под конкретные бизнес-задачи;
- CRM-система должна предоставлять мощные аналитические возможности;
- выбор CRM-системы – это инвестиции в эффективность работы и прибыльность компании;
- CRM-система должна быть гибкой в настройке и возможной доработке;
- при внедрении CRM-системы особое внимание необходимо уделить первоначальной настройке;
- CRM-система должна иметь интуитивно понятный интерфейс и в результате не усложнять работу, а делать ее более комфортной и эффективной
Эффект для бизнеса от формализации бизнес-процессов
- Появляется понимание того, как работает компания.
- Повышается качество работы с клиентами.
- Растет управляемость бизнеса.
- Уменьшается зависимость бизнеса от человеческого фактора.
- Растет прибыль компании.
Важно при разработке и реализации БП в компании четко представлять ожидаемый результат и понимать, что нужно иметь на «входе» бизнес-процесса, чтобы успешно его завершить.


Здравствуйте. Есть ли в системах CRM отчет который возможно построить исходя из этапов нескольких процессов? В нашей компании имеется основной процесс “Продажа”, который включает дополнительный процесс «Согласования Договора». Это важный этап и нам необходимо контролировать количество интересов на данном этапе.
Добрый вечер, Владислав! Настроить подобный отчет возможно в учетной системе 1С CRM, в типовом функционале имеется инструмент “Воронки продаж”. Механизм позволяет строить воронки на основании типовых и нетиповых карт маршрутов бизнес-процессов. Этапы, которые должны отображаться в отчете при его формировании доступны к настройке в пользовательском режиме. Пользователь создает новую Воронку продаж, заполняет этапы воронки указывая карты маршрута и этап определенной карты, что позволяет соединить два процесса в одном отчете.
Добрый день! Интересует вопрос – возможно ли в системе 1С CRM при настройке шаблона бизнес-процесса под требования компании иметь инструмент контроля и анализа стадий взаимодействия с клиентом исходя из этапов процесса?
Здравствуйте, Никита! В пользовательском режиме в учетной системе 1С: CRM предусмотрена настройка не только карты маршрута процесса продажи, но и настройка отчета Воронка продаж исходя из этапов процесса. Отчет предназначен для оперативного контроля продажами в компании начиная от первичного этапа взаимодействия до совершения сделки, информация отображается по каждому этапу процесса непосредственно после его прохождения.
Хочу уточнить, при внедрении СРМ ваша компания может предоставить сопровождение и онлайн обучение сотрудников по использованию системы? И еще одно, если через время нам понадобятся индивидуальные доработки CRM, мы сможем обратится к вашим специалистам за помощью?
Добрый день,Олег. После внедрения программного продукта 1С: CRM наша компания предоставляет услуги по сопровождению и обучению пользователей. Для поведения обучения будет составлен предварительный план, с учетом требований Заказчика. Для закрепления пройдённого материала для пользователей пишется инструкция, к которой они смогут обратиться на первых этапах работы. В рамках обслуживания за клиентом закрепляются специалисты: консультант и программист. При необходимости наши специалисты смогут выполнить доработку программы CRM под специфику работы клиента. За дополнительной информацией обращайтесь по телефону +7 (495) 230-03-03 доб. 363 Татьяна Лось.