Назад

Какие недоработки налоговиков при камеральной проверке защищают компанию

Дата публикации: 17 сентября 2020
Какие недоработки налоговиков при камеральной проверке защищают компанию

Для иностранных организаций камеральную проверку могут проводить в течение 6 месяцев со дня отчётности. Это значит, что любая компания под прицелом налоговиков круглый год: все 4 квартала. Утешает только то, что компании имеют право не соглашаться с выводами инспекторов, оспаривать их. А ещё инспекторы порой допускают ошибки, что может в целом отменить доначисления или значительно снизить их.

Наш кейс

Клиент вначале налогового квартала числился в налоговом отделении по Московской области, а в середине квартала перешёл в налоговую в Москве. Естественно, смена налогового отделения вызвала пристальный интерес фискалов, и в компании началась камеральная проверка. По итогам, компании доначислили налог на имущество и пени за несвоевременную уплату.

Бухгалтер усомнился в правомерности доначислений, и рекомендовал владельцу компании не спешить уплачивать налог. Тем временем бухгалтер пыталась дозвониться в налоговую, чтобы выяснить ситуацию. Но дозвониться до налоговиков — дело нелёгкое, поэтому вопрос завис на целых 5 месяцев. Что было дальше, и поплатилась ли компания за медлительность бухгалтера?

Инспектор ошибся — компания сэкономила

Время от времени инспекторы в акте камеральной проверки допускают ошибки. Это даёт возможность отменить решение по акту или снизить доначисления.

Акт камеральной проверки оформляется согласно требованиям, изложенным в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Бланк имеет структуру:

  • вводная часть;
  • факты нарушения налогового законодательства, подкреплённые документальными подтверждениями. Это могут быть: протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Вместо протоколов инспекторы могут прикладывать выписки, если сведения не подлежат разглашению (п. 3.1 ст. 100 НК);
  • итоговая часть с выводами и предложениями инспекторов.

На что стоит обратить внимание в акте?

  • Дата составления акта. Акт инспекторы должны составить не позднее 10 рабочих дней после проведения камеральной проверки.
  • Реквизиты. Если хоть часть из них отражена неверно, вы избежите доначислений
  • Приложение к акту (там, где протоколы допросов, сведения от контрагентов и банков). Если приложения нет — это грубое нарушение инспекторов, и вы спасены от штрафов. Если приложение есть, особенно тщательно проверьте выписки из конфиденциальных документов. Если в них недостаточно сведений, это может значить, что их добыли с нарушением закона. Соответственно, эти данные не могут быть учтены
  • Сроки оповещения компании. В течение 5 рабочих дней после подписания акта камеральной проверки его обязаны вам вручить. Вы можете уклониться от получения акта, сославшись на свою некомпетентность. Тогда акт направят в компанию заказным письмом.
  • Если налоговики не поинтересовались, дошло ли в организацию заказное письмо. Говоря просто, это даёт возможность компании заявить о том, что она не была извещена о предстоящем рассмотрении итогов проверки. Потому фискалы будут использовать почту наряду с другими каналами извещения, и доказывать, что налогоплательщик был в курсе событий.
  • Если о результатах проверки вас известили только по телефону, у вас все шансы оспорить доначисления. Контролёры приняли недостаточно мер по информированию компании, а значит, нарушили её права на защиту. Судьи в таком случае соглашаются с аргументами защиты, ссылаясь на п.2 ст.101 НК.

Нарушений в ходе камеральной проверки не выявлено

В таком случае инспекторы не обязаны оформлять акт камеральной проверки. Но опытные бухгалтеры для безопасности компании запрашивают в инспекции письменное уведомление о том, что проверка завершена и нарушений не выявлено. Для этого пишут запрос в произвольной форме с просьбой оповестить о результатах проверки и определить правильность применения налогового законодательства в компании. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК, налоговики обязаны дать ответ в чёткой и понятной форме.

Как оспорить акт камеральной проверки

Единой формы для возражений по акту камеральной проверки нет. Вы можете воспользоваться формой, рекомендованной в информации ФНС от 25.04.2018. Перечислите пункты акта, с которыми вы не согласны, приложите подтверждающие документы. Подать возражения на акт вы можете в течение месяца с того дня, как получили его (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения по акту подают на имя руководителя ИФНС либо письмом, либо по телеккомуникационным каналом связи.

После рассмотрения ваших возражений, руководитель инспекции или его заместитель выносят решение, в том числе, и о мерах дополнительного налогового контроля. Если такие меры потребовались, по результатам дополнительной проверки инспекторы обязаны оформить дополнение к акту камеральной проверки и вручить в течение 5 рабочих дней. Для возражений по дополнению у компании есть 15 рабочих дней.

ИФНС учитывает все материалы и выносит решение. Компания должна быть извещена об окончательном решении в течение 5 дней, но в силу оно вступает через месяц. Если не оплатить доначисленные по решению налоги, через 20 рабочих дней инспекторы выставят требование. Если и после этого оплата в бюджет не поступает, то через два месяца ИФНС вынесет решение о взыскании налога.

Какие недоработки налоговиков при камеральной проверке защищают компанию - EFSOL

Сроки по взысканию долга и оспариванию решения

5 месяцев спустя

В случае нашего клиента, ИФНС нарушила порядок оповещения организации о результатах проведения камеральной проверки. С момента выставления Акта налоговой проверки от 21.06.2019 до формирования Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.12.2019, которые были получены через ТКС 09.12.2019, прошло более 5 месяцев. Требований о представлении пояснений за этот период не поступало, что является нарушением законодательства. Отправив возражение в ИФНС, нам удалось добиться отмены акта правонарушения и избежать штрафа в 15 000 руб. для клиента.

Вывод

Если факты и выводы, изложенные в акте проверки, не совпадают с действительностью, подайте в инспекцию письменное возражение

Попытайтесь снизить ответственность по акту проверки, если инспекторы допустили ошибки в акте или нарушили порядок оповещения компании

Нужна помощь консультанта?
Лого ES мини

EFSOL

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    Добрый день!
    Если “корректировка” представлена до того, как ИФНС нашла ошибки в первичном отчете, камеральная проверка основной отчетности прекращается и 3-х месячный срок проверки начинается со дня подачи корректирующего отчета.
    Но если организация подала корректировочный отчет уже после того, как ИФНС обнаружила факт недостоверного отражения сведений в первичном отчете, срок проверки не изменяется.
    В этом случае налоговики должны завершить ее в пределах 3-х месяцев с даты подачи первичной декларации. Только после окончания этой процедуры налоговая приступит к проверке «корректировки», которая также займет не более 3-х месяцев.

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    НК РФ не содержит прямого ответа. При отсутствии ограничения на количество подаваемых «корректировок», полагаем, делать это налогоплательщики могут неоднократно. Какой-либо ответственности налогоплательщика за такие действия налоговым законодательством не предусмотрено. Но по негласному правилу считается, что множество корректировок (более 5) одного отчета нежелательны, так как привлекают лишнее внимание ИФНС.

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    Добрый день! Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, ознакомление с представленными налогоплательщиком подлинниками документов происходит так же по месту нахождения налогового органа, проводящего эту проверку.

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    Все комиссии и порядок их проведения регламентируются внутренними приказами ФНС России , а порядок дачи пояснений для налоговых органов проводится со ссылкой на права налоговых органов и обязанности налогоплательщика .
    Работа Комиссии — форма налогового контроля, ведь все действия ее членов — должностных лиц налогового органа прямо предусмотрены НК РФ (п.1 ст.82 НК РФ).
    При проведении мероприятий налогового контроля инспекция также вправе потребовать устные пояснения от организации (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК). Для этого она может направить в организацию уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений.
    В данной ситуации налоговая инспекция не вправе требовать уточнения налоговых обязательств за 2018-2019 год, а вправе только просит пересмотреть порядок учета НДС и уточнить налоговые обязательства. Но, как правило, после таких комиссий , когда налогоплательщик , даже после результатов проверки предыдущих периодов, не желает самостоятельно корректировать налоговые обязательства, следует включение в план выездных проверок всех последующих периодов.
    Если 2018 год был проверен в рамках выездной налоговой проверки за 2016-2018 год и в акте отсутствуют нарушения за 2018 год, то это не означает, что налоговая инспекция не сможет уточнить налоговые обязательства в рамках повторной налоговой проверки, назначенной Управлением ФНС России по субъекту. Назначение и проведение повторной выездной налоговой проверки регламентировано нормами НК РФ.

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    Налоговая инспекция не права. Вы правильно сформировали уточненную декларацию, представив ее с верно заполненным разделом 2 Уточненная декларация заменяет первичную декларацию и заполняется по тем же правилам, что и первичная декларация, только в поле «Номер корректировки» указывается порядковый номер уточнения. Поскольку в уточненной декларации вы отразили в разделе 2 только по одному коду (верному), то начисление НДС налоговая инспекция должна отразить только по этому коду, а начисление по неверному коду по первичной декларации убрать.
    Порядок заполнения декларации по НДС утвержден приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. В частности, правила заполнения раздела 2 декларации прописаны в разделе V Порядка. Данные Правила не предполагают формирование в уточненной декларациии листа 2 с суммой НДС 0 в случае обнаружения ошибки в коде операции в строке 10 То есть при такой ошибке нужно сдать уточненку с полностью обновленным разделом 2.

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, которые не предусмотрены налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК).
    Допустим, в вашей декларации по УСН есть за что “зацепиться”. К примеру, она не бьется с движениями по банковскому счету. В этом случае у инспекторов нет права истребовать документы. А в пояснениях вы можете разъяснить причины или же представляйте сразу уточненку. В последнем случае пояснения уже не нужны. Инспекции не вправе одновременно требовать и пояснения, и уточненку (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021.

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    Требование налогового органа может быть неправомерным. При камеральной проверке декларации с возмещением НДС инспекторы вправе потребовать документы, которые подтверждают правомерность налоговых вычетов: счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8 ст. 88 НК). Если в декларации заявлена льгота, то могут затребовать пояснения/ документы, подтверждающие правомерность ее применения (п. 6 ст. 88 НК). Если в декларации есть противоречия или если ее данные расходятся с отчетностью контрагентов, налоговый орган может в том числе запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК, Письмо ФНС России от 10.08.2015 № СД-4-15/13914@). Если требование направлено именно в рамках камеральной проверки, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Налоговые органы не имеют права требовать от налогоплательщика документы, не предусмотренные налоговым и бухгалтерским законодательством (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.11.2010 № А67-3928/2010).

  • https://efsol.ru/ EFSOL

    Добрый день! Поскольку в законодательстве нет положений, предусматривающих для ИП обязательное ведение воинского учета работников, ИП и не могут быть привлечены и к административной ответственности за нарушение или игнорирование правил воинского учета.
    Напомним, сейчас нарушение правил воинского учета грозит привлечением к административной ответственности по следующим нормам:
    – ст. 21.1 КоАП РФ – непредставление руководителем или другим должностным лицом организации в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
    – ст. 21.2 КоАП РФ – неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации работника о его вызове в военкомат;
    – ст. 21.3 КоАП РФ – непредставление руководителем или другим должностным лицом организации сведений об изменениях состава постоянно проживающих работников и работников, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания;
    – ст. 21.4 КоАП РФ – несообщение руководителем или другим должностным лицом организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих на воинском учете.

    Принудить ИП к ведению такого учета и обязать на регулярной основе отчитываться о военнообязанных работниках военкоматы не могут. Это подтвердил еще Президиум ВАС РФ в постановлении от 28.04.2009 № 13798/08. Судьи разъяснили, что обязанность по ведению воинского учета касается только организаций. Предприниматели эту обязанность исполнять не должны.

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.