Если компания постоянно развивается и движется вперед, рано или поздно она выходит за пределы своей страны и начинает работать на международном рынке. Зачастую сотрудничество начинается с партнерами из соседних государств – Белоруссии и Казахстана. Это объясняется тем, что в этих странах действуют правила Таможенного союза, поэтому нет таможенных пошлин и экономических ограничений, что безусловно упрощает процедуру импорта товаров для российского поставщика. Как правило, помимо прироста денежных средств и наращивания оборотов это приносит дополнительные хлопоты, поскольку оформление импортных сделок с компаниями из стран Таможенного Союза требует специальных знаний в области бухгалтерского и налогового учета, а также таможенного законодательства. Проверить правильность оформления импортных сделок может одновременно несколько инстанций: таможенные органы, банки и налоговая. Для того, чтобы сэкономить деньги и избежать штрафов со стороны этих учреждений, рассмотрим вопрос оформления и учета импортных операций более подробно. Речь пойдет об оформлении документов и уплате налогов, связанных с ввозом (импортом) товаров на территорию РФ из стран-членов ТС.
Основная особенность импорта товаров из РФ на территорию государства-члена ТС – это обязанность российской стороны уплатить косвенный налог за своего покупателя.
Порядок расчета и уплаты НДС по импортным операциям следующий:
- Определяем налоговую базу сделки и начисляем НДС
- Уплачиваем «ввозной» НДС
- Составляем и сдаем в ИФНС отчетность по импортной операции
- Принимаем к вычету ранее уплаченный НДС
Важно!
Уплатить налог нужно не таможенным органам, а в ИФНС.
Подробнее рассмотрим процесс на схеме:
Рисунок 1 — Порядок учета и уплаты НДС по импортным операциям
Например, компания «А» заключила сделку с белорусским партнером на поставку товаров. Сумма контракта составляет 100 000,00 рублей. Товар подлежит налогообложению по ставке 18% и не является подакцизным. Факт поставки товара документально подтвержден. Дата принятия товаров к учету – 10 сентября 2013 года. Налоговая база рассчитывается на дату принятия к учету товаров и в совокупности составляет сумму сделки, увеличенную на сумму акцизов, т.е. равна сумме контракта – 100 000,00 рублей. Далее начисляется сумма НДС по ставке 18% или 10%, которую необходимо уплатить не позднее 20-го числа следующего месяца в налоговые органы по месту регистрации компании. В нашем случае: сумма НДС 18 000,00 рублей, срок оплаты – не позднее 20 октября 2013 года. Также до 20-го октября компания должна отчитаться по импортной сделке перед ИФНС. Для этого необходимо подготовить и сдать Декларацию по косвенным налогам, приложив сопроводительные документы, подтверждающие факт импорта: заявление о ввозе (4 экземпляра), договор на поставку, товаро-транспортные (товаросопроводительные) документы, счета-фактуры, копии платежных документов, подтверждающих уплату налога и др. По факту предоставления компанией документов контролирующие органы проводят камеральную проверку. Если с документами все в порядке, ИФНС возвращает три экземпляра заявления о ввозе с отметкой об уплате НДС. Заметим, что результаты камеральной проверки налоговая должна предоставить в течение 10 дней. Последним этапом в документальном оформлении импортной сделки является подготовка Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и принятие «ввозного» НДС к вычету в сумме 18 000,00 рублей. Причем принять НДС к вычету необходимо в том налоговом периоде, в котором была поставлена отметка налоговой об уплате НДС, т.е. в 4 квартале 2013 года.
Таким образом, для принятия к вычету «ввозного» НДС по импортным операциям со странами-членами ТС необходимо знать и четко придерживаться порядка расчета и уплаты НДС, подготовить полный пакет документов для ИФНС, соблюсти все сроки и т.д.