Для вашего клиента склад – это место хранения товара, так называемый «перевалочный пункт». Не так важно, где и в каких условиях хранятся товары. Намного важнее то, насколько быстро он может получить именно необходимый товар в целости и сохранности. От этого будет зависеть удовлетворенность клиента и ваш коммерческий успех. Особенно этот вопрос актуален для складов с большими площадями, тысячами мест хранения и наименований товаров.
Рискованно зависеть от конкретного работника в случае, если только ему известно, где лежит определенная партия груза. Все это может значительно снизить уровень клиентского сервиса. Именно поэтому как производственным, так и торговым компаниям важна точность работы склада при размещении, хранении и движении продукции. Компаниям с такими складами важна оперативность товарного учета, рациональное использование складской территории и быстрый доступ к товарам. Для обеспечения всего вышесказанного рекомендуем превратить склад в адресный. Адресный склад подразумевает адресное (ячеечное) хранение продукции, при котором она располагается в определенных ячейках со своими адресами.
Адресный склад: для кого подойдет, как внедрить и какой подход к хранению товаров выбрать
При ячеечном хранении складская территория делится на отдельные участки, которым присваивается адрес - создается топология склада. При этом любой такой выделенный участок называется ячейкой (как при стеллажном хранении товаров, так и при напольном). Для исключения ошибок и неточностей у каждой ячейки должны быть четкие границы. Далее ячейки кодируются, а в компании создаются правила распределения поступивших грузов по местам хранения. Таким образом, каждая поступившая партия попадает по своему адресу, где ее легко найти.
Для каких компаний подойдет адресный склад
При ячеечном хранении размещение товаров производится с учетом особенностей склада (габариты и количество зон, участков, рядов, полок, стеллажей и других мест хранения). Также берутся во внимание сроки годности, условия хранения и размеры продукции. Наиболее эффективен такой подход организации работы для компаний с широким ассортиментом. Например, для фармацевтических или таких, что производят или продают продукты питания.
При этом на складе должен быть четко выстроен логистический процесс (см. рис 1).
Рисунок 1 - Логистический процесс склада
Процесс внедрения адресного хранения продукции
Внедрение ячеечного хранения продукции возможно только за счет системного подхода к процессу, который можно условно разделить на 4 этапа: анализ работы склада и специфики хранящейся продукции, подготовка склада с учетом маршрута движения товаров, внедрение учетной системы и подключение торгового оборудования, а также работа с персоналом для полноценного функционирования системы. Детально этапы внедрения представлены на рис. 2.
Рисунок 2 - Процесс внедрения технологии адресного хранения
Выбираем подход к организации ячеечного хранения товаров
Адресное хранение может быть разных видов: статическое и динамическое. Сравнение обоих подходов представлено в табл.1.
Таблица 1 – Статическое и динамическое хранение продукции
Характеристика | Статическое хранение | Динамическое хранение |
Описание технологии | Каждая группа товаров закрепляется за конкретной областью склада, которая содержит необходимое количество ячеек для размещения максимально возможного объема поставки. | Места хранения на складе не закрепляются за отдельной группой товара. Поступающая продукция размещается в свободном месте со своим номером. При этом возможно деление склада на зоны под виды товара, но внутри зон он опять-таки может разместиться в любой свободной ячейке. |
Связь с учетной системой | За каждым наименованием товара закреплена конкретная ячейка либо участок хранения. При поступлении товара и отражении этого процесса в учетной системе отображается необходимое место хранения. И в дальнейшем при формировании заказа на отгрузку система подсказывает, где находится товар и из какой ячейки его лучше забрать (например, с учетом срока годности продукции). | Товар может попасть в любое место и будет располагаться там под определенным номером, который и заносится в учетную систему. При поступлении товара в зону приемки информация вносится в программу, которая отслеживает наличие свободного места на складе и выдает номер ячейки. При отгрузке нужное количество товара списывается из этой ячейки, которая снова становится свободной. |
Для кого подойдет | Склады готовой продукции, где размещаемый ассортимент небольшой и не меняется. Как розничные, так и корпоративные собственные склады. | Склады общего пользования и ответственного хранения. |
Выгоды |
|
|
Недостатки |
|
|
Исходя из специфики продукции, можно комбинировать оба метода хранения.
Ускорить процесс товародвижения и минимизировать механические ошибки поможет технология штрихкодирования. Эта технология дает возможность оперативно считывать информацию о продукции и заносить ее в учетную систему, а также формировать индивидуальный штрих-код с адресом ячейки под размещение конкретного товара. Ячейкам тоже могут быть присвоены штрих-коды с данными по адресу. Технология штрихкодирования упростит инвентаризацию и позволит отслеживать любые перемещения продукции по складу.
Эффект и Выгода компании от внедрения технологии адресного хранения
Технология адресного хранения позволяет сократить зависимость компании от «человеческого фактора», а также исключить риск потери товаров.
Выгоды для компании от внедрения адресного хранения:
- более рациональное использование и систематизация территории склада;
- сокращение зависимости от сотрудников склада, повышение эффективности их работы, взаимозаменяемость в случае необходимости;
- повышение уровня клиентского сервиса за счет оперативной и безошибочной комплектации заказов;
- ускорение инвентаризации, сведение к минимуму пересортицы, ошибок и потерь;
- упрощение работы персонала. При размещении товара на складе или комплектации заказа кладовщику потребуется только приходная и комплектовочная накладные соответственно с конкретной информацией куда положить или откуда взять товар;
- возможность полного контроля над работой склада.
Адресный склад более прозрачен и управляем. Такая технология работы в связке с учетной системой дают руководству компании информацию об остатках, возможность планировать закупки и эффективно управлять запасами.
