Назад

Ведение учета с помощью метода начислений (Accruals) в 1С

Дата публикации: 11 сентября 2019
Ведение учета с помощью метода начислений (Accruals) в 1С

Руководство и финансовые специалисты при подготовке финансовой отчетности задумываются о том, как сделать компанию привлекательной для инвесторов и кредиторов. Их волнует вопрос, как показать информацию:

  • об ожидаемом доходе от инвестирования (дивиденды, изменения рыночной стоимости компании);
  • о возвратности вложенных средств (выплаты основного долга и процентов по нему).
  • объем ресурсов компании;
  • изменения в ресурсах компании;
  • эффективность использования этих ресурсов.

Основными требованиями к финансовой информации, принятыми на мировом рынке, является отражение результатов о финансовой деятельности компании по методуначисления (Accrual Accounting). В первую очередь это касается «Отчета о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе». Также сюда иногда относят еще и «Отчет о движении денежных средств».

Что такое метод начисления?

Cуть метода начисления состоит в том, что результаты экономических операций и прочих событий, влияющих на экономические ресурсы компании и требования к компании должны признаваться и отражаться в том периоде, в котором они произошли, независимо от уплаты или получения денежных средств. Затраты должны максимально сопоставляться с доходами, которые они принесли.

Учет по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) и принципы управленческого учета в 1С не всегда дают возможности составить отчетность по методу начисления.

Почему так происходит?

1
Разница в правилах учета и оценки основных средств (ОС) и нематериальных активов в РСБУ и МСФО.

Пример:

Начисление амортизации ОС в РСБУ начинается с момента их ввода в эксплуатацию. А в МСФО – с момента приобретения ОС.

2
Первичные отгрузочные документы, подтверждающие расходные операции, могут быть приняты задним числом.

Пример:

Продавец выставил Покупателю закрывающие документы за оказанные услуги. Закрывающие документы остались на столе менеджера Продавца с пометкой «отдать при встрече». Встреча с представителем Клиента состоялась через месяц после даты оказания услуг.

3
Первичные отгрузочные документы, подтверждающие операции по получению дохода, могут быть перенесены на «будущее число».

Пример:

Бухгалтер понимает, что в текущем отчетном периоде налог на прибыль достаточно высок, поэтому он может фактическую операцию по продаже оформить следующим отчетным месяцем. Или может договориться с клиентом и изменить даты уже выставленных закрывающих документов. Иными словами, бухгалтер проводит «оптимизацию налогов».

4
Наличие непредвиденных расходов/доходов.

Пример:

Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», классификация статей «непредвиденные доходы/расходы» запрещена. А в учете по РСБУ или управленческом учете могут быть созданы статьи непредвиденных прочих доходов/расходов. Типовые документы систем (например, «Расходный/Приходный кассовый ордер» с видом операции прочий расход/доход) в 1С могут отразить такого рода информацию (доходы из ниоткуда, расходы в никуда). В бюджетных моделях некоторых компаниях в PL (отчет о финансовых результатах) иногда встречаются статьи «Непредвиденные расходы» и «Непредвиденные доходы».

Вполне вероятно, что в будущем станет возможным отражение результатов о финансовой деятельности компании по методу начисления по данным регламентированного учета. Предпосылки для этого уже есть и они существенные:

  • РФ находится на пути сближения национальных стандартов и стандартов МСФО.
  • Большое количество компаний выходят на мировой рынок и воспитывают внутри себя корпоративною культуру ведения регламентированного и управленческого учета.

Формирование Accruals в конфигурациях 1С

Какие конфигурации 1С позволяют отражать результаты о финансовой деятельности компании по методу начисления?

  • 1С:Бухгалтерия КОРП МСФО;
  • 1С:Управление холдингом;
  • 1С:ERP;
  • 1С:Комплексная автоматизация.

Базовая схема отражения хозяйственных операций по методу начисления

Шаги процесса Описание шага процесса
1 Формирование PL по сценарию «План» (рис. 1 и рис. 2)
2 Формирование и утверждение потребности ЦФО
2.1 Заявка на закупку (рис. 3 и рис. 4)
2.2 График начислений в договоре (рис. 5)
3 Формирование Accruals (рис. 6)
4 Закупка товарно-материальных ценностей или услуг (поступление товаров или услуг, авансовый отчет и пр.) (рис. 7)
5 Списание ТМЦ или услуг (поступление товаров или услуг,требование-накладная и пр.)
6 Сторно Accruals (рис. 8)
7 Формирование PL по методу начислений по сценариям «Факт» и «Прогноз», сравнение различных сценариев

Пример работы с Accruals в 1С

Рисунок 1 – PL или Отчет о финансовых результатах назад к таблице

Рисунок 2 – Настройки формирования Accruals. назад к таблице

Рисунки 3-4 – Создание и проведение заявки на затраты назад к таблице

Рисунок 5 – График начислений в договоре назад к таблице

Рисунок 6 – Формирование Accruals назад к таблице

Рисунок 7 – Журнал закупок и проводок назад к таблице

Рисунок 8 – Сторно Accruals назад к таблице

Однако, готового функционала для использования метода начислений нет ни в одной из конфигураций. Но с небольшими доработками и настройками можно выполнить проекты и начать формировать Accruals.

Наши специалисты имеют успешный опыт доработок 1С в этом направлении, поэтому мы сможем помочь настроить формирование Accruals и в вашей компании!

Хотите использовать метод начислений
в своей системе?

Оставьте заявку
и наши специалисты проконсультируют Вас!

Лого ES мини

EFSOL

  • Аноним

    Скриншоты по Акруалзу с этой статьи сделаны в уже доработанной конфигурации? Я так поняла, что на картинках представлена уже доработанная система, потому что такого функционала для формирования Accruals не встречала.

    • https://efsol.ru/ EFSOL

      Добрый день!
      Все верно. Здесь скриншоты приведены уже с доработанной нами учетной системы. Можем проконсультировать Вас по доработке вашей конфигурации под необходимые задачи, если таковой функционал восстребован в работе.
      Оставьте заявку или свяжитесь с нами любым удобным образом, с удовольствием проконсультируем!

  • Аноним

    Здравствуйте
    В какой 1С-ке по умолчанию есть функционал по работе с аккруалами??

    • https://efsol.ru/ EFSOL

      Здравствуйте, Надежда!
      На данный момент в типовых конфигурациях 1С нет функционала по ведению учета методом начисления.
      При этом, как указано в статье, мы можем доработать систему в вашей компании под этот функционал, либо подберем наиболее подходящую конфигурацию под ваши задачи и специфику организации, при этом тоже доработаем функционал по Accruals.
      Выслали Вам дополнительную информацию на электронную почту. Можете также заказать звонок или оставить заявку, чтобы наш консультант связался с Вами и обсудил все интересующие моменты.

  • Аноним

    Добрый день. Мы хотим начать вести бухгалтерский учет по методу начисления. Связано с тем, что согласно ПБУ “Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления”. Поэтому появился вопрос, есть ли инструмент в 1С:ERP, который позволит принимать к затратам хозяйственные операции, которые не подтверждены бух. документами, так сказать, пораньше?

    • https://efsol.ru/ EFSOL

      Здравствуйте, Вероника!
      Действительно, согласно ПБУ 18 нужно принять затраты в периоде, где они имели место быть. В тоже время в ФЗ №402-ФЗ написано, что все факты хозяйственной деятельности должны подтверждаться документами. Такое же требование и в НК РФ. Однозначного трактования о принятии затрат в БУ/НУ без первичного документа нет.
      Мы проводили анализ судебной практики по данному вопросу. Есть споры между налоговыми органами и предприятиями по признанию расходов. Есть положительно закрытые в сторону предприятия споры, но они, как правило, касаются случаев, когда расходы приняты по электронной копии документов (без оригинала). А если приняты по копии первичного документа с ошибкой или без нее, как правило, спор выигрывает налоговая.
      Мы считаем, что признанные расходы без первичных документов могут вызвать вопросы у налоговой и могут привести к судовым спорам.
      Учитывая факты:
      – риск споров с налоговой;
      – наличие участков учета, которые по стандартам МСФО ведутся по другим правилам;
      – возможности типового функционала ERP;
      – сроков реализации проекта.
      Мы бы на текущем этапе более детально рассмотрели вариант построения отчетности на базе МСФО, с раздельным формированием РСБУ и МСФО отчетности.

      Предлагаем Вам созвониться и разобрать вместе несколько хозяйственных операций. Более детально обсудим риски и возможности построения данного варианта учета.

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Быстрое внедрение включает:
На сервере установлено следующее ПО (доступно при подключении по протоколу RDP):
Также настроено:
Перед внедрением клиент предоставляет информацию о пользователях (логины и пароли). После завершения работ, клиенту высылается инструкция и ярлык для подключения.
Индивидуальное внедрение по ТЗ клиента обсуждается отдельно.