Налоговая реформа 2026: комплексный гид по грядущим изменениям

Дата публикации: 9 октября 2025
Налоговая реформа 2026: комплексный гид по грядущим изменениям

Суть и логика реформы

В 2026 году вступает в силу масштабная налоговая реформа, затрагивающая практически все категории налогоплательщиков. Её ключевая задача — перераспределение налоговой нагрузки: увеличение поступлений от бизнеса и высокодоходных граждан с одновременным усилением поддержки семей с детьми и приоритетных отраслей экономики. Реформа также направлена на борьбу с налоговой оптимизацией через дробление бизнеса и подмену трудовых отношений.

Блок 1. Изменения в НДС — главный источник дополнительных доходов бюджета

Повышение базовой ставки

С 1 января 2026 года основная ставка НДС вырастет с 20% до 22%. Льготная ставка 10% сохранится для социально значимых товаров: продуктов питания, медикаментов, детских товаров.

Последствия для бизнеса:

  • Увеличение суммы налога к уплате даже с учётом роста вычетов по входному НДС
  • Давление на рентабельность, особенно в сферах с низкой долей вычетов (услуги, консалтинг)
  • Необходимость повышения цен для сохранения маржинальности
  • Временное увеличение кассового разрыва из-за роста авансовых платежей поставщикам

Ужесточение условий для упрощённой системы

Порог годовой выручки, после которого компании на УСН обязаны уплачивать НДС, снижается в шесть раз: с 60 до 10 млн рублей. Президент дополнительно поручил проработать поэтапный отказ от применения УСН в торговле.

Обоснование изменений: Прежний порог создавал стимулы для искусственного разделения бизнеса на множество юрлиц с выручкой чуть ниже 60 млн. Резкое снижение лимита должно сделать такое дробление экономически невыгодным и обеспечить более плавный переход растущих компаний к общей системе налогообложения.

Отмена преференций для российского ПО

Российские программы из единого реестра ПО теряют освобождение от НДС. Изменение касается как продажи лицензий, так и SaaS-моделей.

Последствия: рост стоимости отечественного софта на 22%, снижение конкурентоспособности против импортных решений. Противоречие декларируемому курсу на импортозамещение.

Отраслевые преференции

Для добывающих предприятий вводится нулевая ставка НДС при продаже руды и концентратов с драгметаллами аффинажным заводам. Это устранит налоговые барьеры для прямых поставок и позволит увеличить производство инвестиционных драгоценных металлов.

Аналитика: Повышение НДС — основной фискальный инструмент реформы, обеспечивающий значительный прирост бюджетных доходов. Одновременно резкое снижение порога для УСН затронет десятки тысяч компаний среднего бизнеса, заставив их пересмотреть систему учёта и взаимодействия с контрагентами. Для многих это станет серьёзным административным и финансовым вызовом.

Получить калькулятор ндс в 2026

Блок 2. Патентная система — сужение области применения

Снижение порога доходов

Предельный лимит для применения патента снижается с 60 до 10 млн рублей. ИП с доходами выше 10 млн в 2025 году не смогут получить патент в 2026 году.

Исключение массовых видов деятельности

Из патентной системы исключаются:

  • Грузоперевозки
  • Розничная торговля через стационарные объекты (с залами и без)

Патент сохраняется только для нестационарной торговли (развозная, разносная).

Торговый сбор для московских ИП

Исключение розницы из патента автоматически делает московских ИП плательщиками торгового сбора. На УСН «Доходы» сбор уменьшает налог к уплате, частично компенсируя нагрузку.

Расчётный пример: ИП с магазином 50 кв.м при выручке 8 млн — рост налоговой нагрузки около 20% по сравнению с патентом.

Упрощение корректировки стоимости

При уменьшении физических показателей (работники, транспорт, площадь) можно подать заявление на пересчёт стоимости патента в течение 10 дней. Не нужно закрывать старый и открывать новый патент.

Вывод

Изменения носят жёсткий ограничительный характер. Государство выводит из упрощённого режима крупных предпринимателей в торговле и логистике. Десятки тысяч ИП столкнутся с необходимостью экстренного пересмотра системы налогообложения в конце 2025 года. Упрощение пересчёта — единственная позитивная мера, касающаяся ограниченного круга ситуаций

Блок 3. Реформа страховых взносов — дифференциация по приоритетности

Разделение отраслей МСП

Льготные тарифы страховых взносов, введённые в период пандемии, перестают быть универсальными для малого и среднего бизнеса:

Стандартные тарифы (30% до предельной базы, 15% сверх) вводятся для:

  • Торговли
  • Строительства
  • Добычи полезных ископаемых

Пониженные тарифы сохраняются для приоритетных направлений:

  • Обрабатывающей промышленности
  • Производства
  • Транспорта и логистики
  • Электронной промышленности

Усиленные льготы для высоких технологий: радиоэлектронные компании получат нулевой тариф на выплаты сверх предельной базы (сейчас — 7,6%).

Борьба с фиктивными схемами

С 2026 года коммерческие организации обязаны доначислять страховые взносы за руководителей до уровня МРОТ, если фактическая зарплата ниже. Мера блокирует распространённую схему «нулевой зарплаты» директора при выводе средств через дивиденды или займы.

Льготы для участников СВО

Компании освобождаются от уплаты взносов за любых работников, призванных в зону специальной военной операции, на весь период службы.

Аналитика: Государство переходит от универсальной поддержки МСП к целевой — в пользу производственных и высокотехнологичных секторов. Торговля и добыча сырья, имеющие стабильные денежные потоки, лишаются льгот. Одновременно усиливается контроль за злоупотреблениями, что должно повысить прозрачность налогообложения.

Блок 4. Регулирование самозанятости — поиск баланса

Проблема замещения трудовых отношений

Режим НПД создал разрыв в налоговой нагрузке:

  • Наёмный работник: ~43% (НДФЛ 13% + страховые взносы 30%)
  • Самозанятый: 4-6% без страховых взносов

Это стимулирует работодателей переводить сотрудников с трудовых на гражданско-правовые договоры, что приводит к недополучению бюджетом средств и лишает работников социальных гарантий.

Контрольные меры

Роструд начал проверки компаний по 11 критериям Минтруда для выявления подмены трудовых отношений. Пилотные проверки уже привели к переводу части «самозанятых» обратно на трудовые договоры.

Направления реформы режима

Правительство до ноября 2025 года должно представить:

  • Анализ эффективности НПД
  • Оценку масштабов злоупотреблений
  • Предложения по корректировке режима

Возможные меры:

  • Повышение ставок налога для самозанятых
  • Ограничение объёма сделок с юридическими лицами
  • Усиление критериев разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений

Аналитика: Режим самозанятости оказался под угрозой существенной трансформации. Он доказал эффективность в легализации доходов, но создал возможности для злоупотреблений. Ключевая задача — найти баланс между борьбой с уходом от налогов и сохранением стимулов для выхода из тени. Резкое ужесточение может спровоцировать обратный эффект.

Получить бесплатную консультацию

Блок 5. Технические изменения налогового администрирования

Перенос сроков платежей на выходные

Сейчас: если крайний срок уплаты налога выпадает на выходной, платёж переносится на следующий рабочий день.

С 2026 года: оплата должна быть произведена в последний рабочий день перед выходным.

Эффект: ускорение поступлений в бюджет, увеличение требований к казначейскому планированию компаний.

Продление ограничения на списание убытков

Правило, по которому налоговую базу можно уменьшить на убытки прошлых лет не более чем на 50% текущей базы, продлевается с конца 2026 до конца 2030 года.

Эффект: компании с накопленными убытками дольше будут платить налог на прибыль, что стабилизирует бюджетные поступления.

Аналитика: Технические изменения направлены на оптимизацию бюджетных денежных потоков и ограничение возможностей отсрочки налоговых платежей.

Блок 6. Практические рекомендации для бизнеса

Немедленные действия (III-IV кварталы 2025)

  1. Инвентаризация договорной базы
    • Выявить все контракты, действующие в 2026 году
    • Проверить наличие жёстких ценовых условий без привязки к ставке НДС
    • Составить реестр критичных договоров для приоритетного пересмотра
  1. Переговоры с контрагентами. Подготовить и согласовать допсоглашения с формулировкой: «цена включает НДС по ставке, действующей на дату оплаты». Не откладывать до декабря — в конце года все будут заняты аналогичными переговорами.
  1. Оценка статуса плательщика НДС Компаниям на УСН с выручкой, приближающейся к 10 млн:
    • Спрогнозировать доходы на 2026 год
    • Оценить целесообразность добровольного перехода на ОСНО для получения вычетов
    • Начать работу с поставщиками-плательщиками НДС для формирования базы вычетов

Среднесрочные меры (I квартал 2026)

  1. Пересмотр ценообразования
    • Рассчитать новую себестоимость с учётом НДС 22%
    • Провести анализ чувствительности спроса к росту цен
    • Определить оптимальную стратегию: полное переложение налога на покупателя, частичное или работа за счёт маржи
  1. Оптимизация структуры бизнеса
    • Оценить риски признания дробления при наличии нескольких юрлиц на УСН
    • Рассмотреть варианты консолидации или легального разделения деятельности
    • Проверить оформление отношений с самозанятыми на соответствие критериям Минтруда
  1. Использование семейных льгот
    • Сотрудникам с двумя и более детьми разъяснить порядок получения налогового кешбэка
    • HR-службе подготовить информационные материалы о новых мерах поддержки

Аналитика: Реформа требует комплексной подготовки на всех уровнях — от пересмотра договоров до переосмысления бизнес-модели. Компании, которые начнут адаптацию заранее, получат конкурентное преимущество и избегут хаоса переходного периода.

Стратегия реформы

Налоговая реформа-2026 построена на трёх принципах:

  1. Фискальный: увеличение доходов бюджета через повышение НДС и расширение базы плательщиков
  2. Структурный: перенаправление льгот от сырьевых и торговых секторов к производству и высоким технологиям
  3. Социальный: компенсация роста налоговой нагрузки для семей с детьми и усиление демографических стимулов

Успешность реформы будет зависеть от баланса: сможет ли государство увеличить собираемость налогов, не спровоцировав массовый уход в тень и не подавив экономическую активность. Ключевые риски — резкое снижение порога для УСН и чрезмерное ужесточение режима самозанятости. Оба изменения могут вызвать непредвиденные эффекты, если будут реализованы без переходных механизмов.

Для бизнеса главная задача — не реагировать на изменения post factum, а системно подготовиться к ним в оставшиеся месяцы 2025 года.

Узнайте как применить в своем бизнесе
Лого ES мини

EFSOL

0 0 голоса
Рейтинг

0 комментариев
Новые Сортировка
Ранние Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Заказать звонок

Оставьте свои данные для того, чтобы специалист с вами связался.

*нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных